06.04.2005 02:40
Власть

Сенаторы - за укрупнение регионов

Сенаторы предлагают изменить территориальное деление России и учесть при этом интересы чиновников
Текст:  Дмитрий Владимиров
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3738)
Читать на сайте RG.RU

Как известно, каждый субъект Федерации представлен в верхней палате двумя парламентариями, поэтому одним из последствий укрупнения регионов станет уменьшение числа сенаторов. Впрочем, самих членов СФ эта проблема, судя по всему, беспокоит меньше всего. Большинство из них положительно относится к идее объединения регионов. Начавшееся в прошлом году объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО должно окончательно завершиться к 2007 году. На очереди - воссоединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. 17 апреля нынешнего года во всех трех регионах должен пройти референдум по этому вопросу. Похоже, что результаты плебисцита не вызывают у парламентариев особых сомнений. Представитель в Совете Федерации от администрации Красноярского края Игорь Каменской заявил "РГ", что считает нынешнее территориальное разделение внутри края абсурдным.

- Красноярский край был единым всегда, исключая короткий период с 1993 года. Сложносоставной субъект Федерации, каковым является этот регион в настоящее время, - историческая ошибка. Таймыр и Эвенкия, формально являясь самостоятельными, независимыми регионами, при этом входят в состав края. В результате единую территорию края разделяют никому не нужные административные границы. Между тремя субъектами, образующими край, существуют довольно сложные межбюджетные отношения. Троекратно увеличено количество чиновников, - рассказал "РГ" Каменской.

По словам сенатора, объединение края для его жителей будет означать появление новых рабочих мест, упрощение межбюджетных отношений, ускорение роста валового регионального продукта, уменьшение бюрократического аппарата, начало реализации новых экономических проектов и повышение инвестиционной привлекательности их региона.

Кстати, как сообщил "РГ" сенатор от Пермской области Виктор Добросоцкий, только за 2004 год инвестиции в бюджет Коми-Пермяцкого АО увеличились в десятки раз. По его мнению, это прямое следствие объединения автономного округа с гораздо более многочисленной и экономически развитой Пермской областью. Тем не менее, по словам Добросоцкого, как раз на примере Коми-Пермяцкого АО и Пермской области можно судить о тех трудностях, с которыми будут неизбежно сталкиваться объединяющиеся регионы и которые надо уже сейчас решать на законодательном уровне.

- Как выяснилось, тормозом в процессе укрупнения субъектов Федерации могут служить такие мелочи, которые поначалу не кажутся важными, - говорит Добросоцкий.

По его словам, членам СФ придется продумать и создать некую систему сохранения социальных гарантий для правящих элит тех регионов, которые будут "вливаться" в более крупные субъекты Федерации.

- Элита нередко руководствуется в своих действиях абсолютно иными целями, чем простые граждане. В этом смысле характерен случай Коми-Пермяцкого АО и Пермской области. Напомню, что этот автономный округ занимал предпоследнее место в России по уровню доходов, а область входит в десятку самых богатых регионов. Гигантский разрыв в уровне жизни стимулировал население округа добиваться объединения с более богатой областью. Но на самой первой стадии этого процесса в округе прошла мощная кампания против объединения. Говорилось, что граждан Коми-Пермяцкого АО обманут, наобещают им финансовую помощь, а потом ничего не дадут и что будет лучше, если округ сохранит собственное политическое лицо. Национальная карта тоже разыгрывалась. Надо понимать, что везде существуют конкретные руководители: одни из них в случае объединения регионов что-то теряют, другие что-то приобретают. И этот субъективный личностный фактор следует учитывать, поскольку он зачастую играет огромную роль в политике, - рассказал Добросоцкий.

По словам сенатора, процесс укрупнения регионов должен базироваться на четко продуманных правовых нормах, касающихся не только экономики. Представителям политической элиты региона, объединяющегося с более сильным субъектом Федерации, должны быть предоставлены такие социальные гарантии, которые бы стимулировали ее не искать пути к самосохранению, а реально способствовать интеграции.

- Я не говорю сейчас о том, чтобы сохранить за бывшими руководителями присоединенного региона все их должности. Речь идет именно о предоставлении им в случае увольнения социальных гарантий: пенсионного обеспечения и т.д. И решать эту задачу надо обязательно при помощи федерального законодательства. Как ни прискорбно, но закрывать глаза на подобные вещи нельзя, - считает Добросоцкий.

По словам Добросоцкого, в ходе объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого АО дала себя знать проблема выпадающих доходов: бюджет области только в нынешнем году потеряет не менее одного миллиарда рублей, которые местному правительству придется потратить на социальные проекты в автономном округе. Эта политика социального выравнивания объединяющихся регионов, как считают сенаторы, должна оплачиваться из федерального бюджета. Законопроект на этот счет сейчас разрабатывается в недрах СФ.

Впрочем, в палате регионов зреют и куда более радикальные предложения по корректировке курса на уменьшение численности субъектов Федерации. Глава Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике Александр Казаков рассказал "РГ", что количество регионов в нашей стране можно было бы сократить более чем в два раза.

- Существуют специальные расчеты по этому поводу. Например, эксперты Совета по изучению производительных сил при минэкономики и Российской академии наук, считают, что если в основу государственно-территориального устройства страны положить экономическую самодостаточность региона, его способность существовать без поддержки из федерального бюджета, то на территории России можно выделить примерно 28-30 субъектов Российской Федерации. А вот правильность выделения субъектов РФ в современных условиях исключительно по национальному признаку вызывает у многих специалистов сомнения, - отметил Казаков.

По мнению главы Комитета СФ по делам Федерации и региональной политике, укрупнение регионов не должно растягиваться на десятилетия. Чтобы ускорить этот процесс, нужно внести коррективы в действующую правовую базу. Казаков предлагает подробно и глубоко разобраться в том, какая конкретно региональная структура страны могла бы считаться оптимальной с точки зрения обеспечения экономической самодостаточности и социального благополучия. И уже затем, подготовив на этой основе проект нового государственно-территориального устройства страны, вынести данный вопрос на всероссийский референдум. Если большинство россиян одобрит предлагаемое деление страны, число субъектов Федерации сократится не менее чем в трое.

- Нынешний Закон "О референдуме РФ" запрещает проводить всероссийские плебисциты по вопросам, которые касаются изменения территориального устройства страны в целом. Поэтому без внесения в него соответствующей поправки не обойтись, считает Александр Казаков.

По словам Казакова, в нынешнем виде реформа административно-территориального устройства России не эффективна и базируется на чересчур громоздкой юридической базе. Сенатор убежден, что исправление ситуации в данном случае зависит непосредственно от высшего руководства страны, которое должно проявить политическую волю для того, чтобы эта реформа состоялась.

Регионы Красноярск Совет Федерации Восточная Сибирь