Сегодня вагоны передвигаются по городу почти как автомобиль, со скоростью 15-20 километров. Скоростной за то же время способен проехать расстояние в два раза большее. В Москве много маршрутов, тянущихся, например, как номер 16, практически от МКАД на юге до центра города - площади Серпуховской Заставы. И если сейчас на этом трамвае едут люди, особо не спешащие, то со скоростью вдвое выше трамвай мог бы стать реальной альтернативой перегруженной Серпуховско-Тимирязевской линии подземки.
Просто взять и заставить быстрее ездить трамваи не так-то и просто. Дело в том, что разогнаться как следует далеко не везде вагончикам позволяет состояние путей. Да и пешеходы часто воспринимают пути почти как тротуар, а водители - проезжую часть.
- В идеале, - говорит Андрей Митрофанов, пресс-секретарь "Мосгортранса", - скоростной трамвай должен представлять собой сочетание модернизированного огражденного пути и низкопольного комфортабельного многосекционного трамвая.
Само собой, подобное сочетание недешево. И сам трамвай, и километр полотна под него стоят примерно по миллиону долларов. Таких денег у Москвы нет. Зато есть предварительная договоренность с Рижским вагоностроительным заводом о строительстве трамваев для столицы, хотя производство пока и не начато. Да и то должен еще пройти конкурс на производителя. Тогда о каком же скоростном трамвае идет речь? Ведь называется даже номер маршрута, по которому он должен побежать, - десятый, от станции метро "Щукинская" в Строгино.
По словам Андрея Митрофанова, пока кардинальной перестройки этой линии с капитальным ремонтом путей и появлением современных трамваев здесь ждать не приходится. Но поскольку здесь есть большие перегоны и пути располагаются на выделенном полотне, вполне возможно, поставив вокруг них ограждение, увеличить скорость трамвая. Кроме того, задача еще и в том, чтобы, опробовав технологию, подвижной состав, обучить персонал, отработать мероприятия по инфраструктуре.