08.04.2005 02:45
Общество

Поправки к закону о лекарствах рекомендовали к первому чтению

Удастся ли государству навести порядок на лекарственном рынке
Текст:  Марина Юрьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3741) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3742)
Читать на сайте RG.RU

Вчера законопроект рассматривался на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья и был рекомендован к первому чтению, которое может состояться уже в двадцатых числах апреля.

Чтобы убедиться в том, что проблема фальсифицированных лекарств на нашем рынке стоит очень и очень остро, вовсе не обязательно тяжело заболеть и проверять на себе действие того или иного препарата. Достаточно заглянуть в Интернет. "Подлинные лекарства. Заказ, поиск, бесплатная доставка", - именно в таком ключе рекламируют сегодня свои услуги многие столь популярные сегодня интернет-аптеки, делая упор именно на подлинности продаваемых ими лекарств.

К борьбе с фальсификатами подключены практически все ключевые ведомства: от прокуратуры до таможни. Ведь некачественные препараты поступают на прилавки и в результате "серого" импорта готовых лекарственных средств, и оттого, что отечественные производители, работающие на импортном сырье, далеко не всегда ввозят качественные лекарственные субстанции от прямого производителя. Ясно, что если при изготовлении лекарств использовать, к примеру, субстанции с истекающим сроком годности, то качество уже готовых таблеток и сроки их хранения и годности гарантировать просто невозможно.

По данным таможенного ведомства, в прошлом году партнерами российских фармзаводов по поставкам лекарственных субстанций в 85 процентах случаев выступали посреднические фирмы - как правило, офшорные компании, предлагающие более дешевое, но часто и менее качественное сырье. Причем цена на разные партии одного и того же лекарственного компонента могла разниться и в пять, и в десять раз. Серьезной ответственности за использование некачественных субстанций при производстве лекарственных средств наши фармзаводы не несут - она просто не предусмотрена действующим законодательством.

Общий же объем ввезенной в страну контрафактной лекарственной продукции в прошлом году, по оценкам таможенников, составил около 100 миллионов долларов. И, упрощенно говоря, каждая десятая упаковка таблеток, каждый десятый флакон с пилюлями, купленные в аптеках в прошлом году, были фальсифицированными. В негосударственной сети, в мелких коммерческих аптечных ларьках доля продаваемых подделок существенно выше.

Но контрафакт - это не единственный "бич" на нашем нездоровом лекарственном рынке. Рост цен на лекарства никем и никак не контролируется, хотя речь идет не просто о "социально значимом товаре" (как в случае с хлебом, например), а о "товаре", сохраняющем здоровье и спасающем жизнь.

Вчера на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья обсуждался проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О лекарственных средствах", с помощью которого удастся продвинуться в "лечении"многих "болячек" нашего лекарственного рынка. Во всяком случае, на это рассчитывают его авторы. Заседание было закрытым, - страсти вокруг законопроекта уже сейчас, на первой стадии его подготовки, кипят нешуточные. Достаточно сказать, что объем оптового фармацевтического рынка в России специалисты оценивают в 3 миллиарда долларов, а рынок розничных продаж - в 5,5 миллиарда.

Один из ключевых моментов в законопроекте - требование запретить ввоз готовых лекарственных форм и лекарственных субстанций через посредников. Только - от прямого производителя или уполномоченной им организации. Как заявил вчера один из авторов законопроекта заместитель главы комитета Совета Федерации по здравоохранению Борис Шпигель, эта мера позволит "напрямую" снизить оборот фальшивых лекарств в России.

Что касается ценообразования, законодатели решили предпринять очередную попытку госрегулирования на лекарственном рынке (в свое время обуздать дикий рост цен на лекарства обещала, например, Валентина Матвиенко, когда выполняла обязанности социального вице-премьера в российском правительстве). Ясно, что добиться этого в весьма криминализованной, как утверждают многие эксперты, области, неимоверно трудно. Тем не менее законопроект предлагает поменять систему установления оптовых и розничных надбавок. Сегодня эти "потолки" устанавливаются на региональном уровне. Результат известен: разброс цен на одно и то же лекарство и в соседних регионах, и в пределах одного региона может быть многократным. Если предложение, заложенное в законопроект, будет принято, за ценообразованием, установлением торговых надбавок будет следить единая федеральная контролирующая служба. В результате, как предположил Борис Шпигель, "цены на лекарства в разных субъектах Федерации должны выровняться".

Еще одно существенное новшество, предлагаемое законопроектом, касается непосредственно назначения медикаментов и выписки рецепта конкретному пациенту. Сегодня за рецепт зачастую выдается обычный клочок бумаги, на котором врач пишет название лекарства, иногда там же указывается и адрес аптеки, где данный препарат можно приобрести "дешевле и наверняка".

Предлагается изменить порядок назначения лекарств врачами - не по торговым наименованиям, как это практикуется сегодня, а по международным непатентованным. Аспирин (это международное непатентованное наименование) производят многие фармкомпании. Врач и пациент вправе выбрать - будет ли использоваться, например, упсарин (торговое наименование) или какой-либо другой из аспиринов. Но не секрет, что сегодня в России действует несколько тысяч медпредставителей фармкомпаний, всеми способами "продвигающих" свою продукцию. Процент от каждого назначения конкретного лекарства врачу, бонусы и премии руководителям клиник - это, к сожалению, очень распространенные сегодня вещи. Если рецепт будет выписываться по международному непатентованному наименованию, а не конкретной торговой марке, таких злоупотреблений станет намного меньше. Конечно, врач вправе будет советовать пациенту принимать конкретный препарат конкретной фирмы, но "заставить", выписав соответствующий рецепт, купить именно его, а не какой-либо аналог, будет уже невозможно.

Ни одно развитое государство не отказывается от госрегулирования обращения лекарственных средств. Предложения, заложенные в законопроект, как отмечено в пояснительной записке, широко применяются в таких странах, как Франция, Германия, где положение с лекарствами несопоставимо лучше и надежнее, чем в нашей стране.

Справка "РГ"

Общий объем фальсифицированных лекарств при продаже через аптечную сеть составляет от 7 до10 процентов.

Чаще всего подделывают дорогостоящие и пользующиеся наибольшим спросом лекарства, а также препараты, активно "продвигаемые" на наш рынок посредством рекламы: иммуномодуляторы; кардиологические препараты; гастроэнтерологические препараты; противогрибковые препараты; гормональные препараты; антибиотики. Активно фальсифицируются и препараты, не являющиеся лекарствами: витаминные препараты; биодобавки; лечебная косметика.

Специалисты оценивают оптовый фармацевтический рынок России в 3 миллиарда долларов, розничный рынок - в 5,5 миллиарда. Ежегодный прирост рынка оценивается в 15-20 процентов.

Здоровье Госдума