Подчиненная генерал-полковнику Юрию Соловьеву структура - уникальна. Командование специального назначения - это ракетно-воздушный щит, прикрывающий всю Центральную Россию и Москву от воздушного нападения. Зона его ответственности сопоставима с территорией нескольких европейских государств (площадь - почти полтора миллиона квадратных километров). В этой зоне расположены 140 особо важных государственных объектов, проживает треть населения страны.
- Все слышали, что во время парада над Красной площадью пролетят летчики пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи", - пояснил генерал Соловьев. - Но мало кто знает, что в День Победы московское небо станут прикрывать с воздуха двадцать самолетов-перехватчиков - Су-27, МиГ-29, МиГ-31 и боевые вертолеты. В нашей компетенции - даже использование дирижаблей. Кроме этого, планируется привлечь дополнительные средства противовоздушной обороны Ленинградской, Уральской и Ростовской армий ВВС и ПВО.
Для чего все это делается, понятно: массовое скопление людей особенно привлекательно для воздушных хулиганов и организаторов терактов. А если, не дай бог, террорист окажется в воздушном лайнере, то остановить его будет чрезвычайно сложно. "Я не допущу, чтобы на Москву что-то упало, - пообещал вчера командующий. - Для себя я уже определил, какое решение приму. Но окончательное слово останется за главнокомандующим или министром обороны".
Решение Соловьева, надо признать, весьма смелое. Он говорит, что в случае появления над столицей пассажирского самолета с террористами на борту отдаст приказ на его уничтожение. Проблема в том, что такие действия противоречат 35-й статье Закона "О государственной границе РФ". Закон разрешает сбивать лишь вторгшиеся в воздушное пространство РФ военные самолеты и другие летательные аппараты армейского назначения. Правда, на рассмотрение Госдумы недавно внесли поправку, касаемую нахождения террористов на борту воздушного лайнера. Но пока ее не приняли, офицеры ПВО, образно говоря, находятся между молотом и наковальней.
- Представьте, что к столице направляется самолет с террористами и пассажирами на борту, - моделировал чрезвычайное происшествие Юрий Соловьев. - Если я его не собью - на меня наденут наручники. Если не собью - наденут тоже. Мы стали заложниками ситуации.
Впрочем, командующий уверен: такое развитие событий вряд ли возможно, и до Москвы нарушитель не долетит. Боевая техника, стоящая на вооружении частей противовоздушной обороны, позволяет сбить самолет-нарушитель на удалении в десятки тысяч километров, а диапазон отслеживаемых высот колеблется от 10 метров до 30 километров. Вчера же генерал обнародовал известие, которое наверняка обрадует многих - новейшие зенитно-ракетные системы С-400, знаменитый "Триумф", поставят на боевое дежурство уже в этом году. Между прочим, "четырехсотка", с которой близко не соперничает лучшая американская ЗРС "Пэтриот", может работать по баллистическим ракетам, то есть уничтожать объекты в ближнем космосе. Факт для столичного ПВО значимый, поскольку Командование специального назначения в перспективе может стать ядром создаваемой в России воздушно-космической обороны. Как недавно рассказал начальник Главного штаба ВВС генерал-полковник Борис Чельцов, все основные элементы этой структуры уже функционируют, а ее дальнейшее развитие должно идти по пути интеграции разрозненных частей в единую систему космической обороны.