11.04.2005 04:00
В мире

Как охраняют небо на Западе

Текст:  Ольга Дмитриева (Лондон) Александр Зорин Николай Паклин (Италия)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3742)
Читать на сайте RG.RU

Ответить на вопрос о том, какие меры могут быть предприняты в ситуации захвата террористами воздушного судна над городом, в британских службах не посчитали возможным.

Мало того, мой звонок в Британскую транспортную полицию, в Скотленд-Ярд и в Управление британских аэропортов вызвал некоторую долю недоумения и встречный вопрос: а чем, собственно, вызван интерес к подобного рода делам?

"В открытую мы такие вопросы не обсуждаем. Соответственно, никакой информации относительно возможных действий в чрезвычайной ситуации подобного рода для прессы мы не даем", - заявили мне. И добавили: "Мы будем весьма удивлены, если вам где-то удастся получить эту информацию".

Что ж, строжайшую секретность в такого рода делах объяснить в принципе нетрудно.Тем паче что не так давно здешним службам безопасности уже довелось пережить пренеприятнейший инцидент, когда сверхсекретное досье обеспечения безопасности аэропорта Хитроу, разработанное спецподразделением Скотленд-Ярда СО-18, было найдено валяющимся на обочине дороги. Потеря документов, среди которых был план размещения снайперов антитеррористических подразделений на крышах зданий аэропорта, карты и фотографии всей схемы его охраны, аукнулась службам безопасности тяжелой головной болью, потому что все позиции этого плана пришлось переписывать из опасения, что досье успело побывать в чужих руках.

Когда после событий 11 сентября мне довелось беседовать с директором службы безопасности Управления британских аэропортов Ианом Хатчисоном, он определенно дал понять, что есть вопросы, которые не будут подлежать обсуждению, и что информацию о ряде проблем, касающихся безопасности полетов, он "не продал бы журналистам ни на каких условиях".

...над Италией...

Только один-единственный инцидент, имеющий отношение к похоронам усопшего понтифика, случился в "вечном городе", да и то уже после того, как на площади Святого Петра завершилась траурная церемония.

Итальянские секретные службы получили сообщение, что, возможно, на борту самолета, только что взявшего курс на Белград с делегацией Сербии и Черногории, находится взрывное устройство.

Немедленно с военно-воздушной базы в воздух был поднят самолет-перехватчик итальянских ВВС. Истребитель нагнал лайнер и приказал приземлиться на военно-воздушной базе Пратика ди Маре. Лайнер незамедлительно выполнил команду. На базе его уже ждала антитеррористическая команда. Самолет подвергли тщательной проверке. Взрывного устройства не обнаружили.

В дни прощания с Иоанном Павлом II и его похорон Италия приняла чрезвычайные меры безопасности. Итальянские власти блестяще справились со стоявшими перед ними сложными проблемами.

Особое внимание было уделено военно-воздушной базе под Римом в местечке Пратика ди Маре. Именно на эту базу прибыли около трех десятков зарубежных делегаций. В соответствии с антитеррористическом планом "Юпитер" на базе со среды по субботу включительно была объявлена "тревога последней степени". Вокруг базы дополнительно разместились две батареи ракет класса "земля - воздух". Под особую охрану была взята зона радиусом 62 километра с центром в Ватикане и высотой до 6,5 километра. Внутри этой зоны была выделена зона повышенной опасности. Эта последняя была ограничена радиусом в девять километров и без ограничения по высоте. Ракетная защита была продублирована истребителями, вертолетами и даже беспилотными самолетами, готовыми по первому сигналу взлететь в воздух за несколько секунд. НАТО предоставило Италии "летающий радар" АВАКС.

В целом охрана воздушного пространства была возложена на "оперативное командование ВВС Италии". Только его командующий, и никто больше, мог принять решение сбить подозрительный самолет. Об этом решении ему надлежало информировать министра обороны Италии. Тот мог своей властью отменить его.

...над Америкой

Крупный скандал может разгореться между США и Нидерландами. Американские власти запретили самолету нидерландской авиакомпании КЛМ войти в воздушное пространство США.

Причина - нахождение на борту двух пассажиров, которых американские власти считают нежелательными персонами, сообщил представитель КЛМ Барт Костер.

Лайнер следовал из Амстердама в Мексику с 278 пассажирами на борту. При подлете к США со стороны Канады американская диспетчерская служба сообщила командиру экипажа, что самолету отказано во входе в американское воздушное пространство.

Дозаправиться и облететь стороной территорию США оказалось невозможно. Поэтому экипаж был вынужден развернуться и отправиться назад в Амстердам.

По словам представителя КЛМ, авиакомпания в принципе всегда проверяет список пассажиров на предмет присутствия нежелательных лиц. Но, по-видимому, информация, которой располагала голландская сторона, не совпала с информацией, находившейся в распоряжении американцев.

Вызвавших подозрение у властей США пассажиров в Амстердаме никто задерживать не стал. Поскольку, по мнению нидерландских органов юстиции и полиции, для этого не оказалось никаких оснований.

О личностях этих пассажиров и их гражданстве ничего не сообщается.

США