12.04.2005 02:15
Экономика

Эксперты прогнозируют рост инфляции

И не факт, что удержится в новых пределах
Текст:  Наталья Райская Яков Сергиенко (институт экономики РАН) Александр Френкель
Российская Бизнес-газета - : №0 (503)
Читать на сайте RG.RU

Неизменные причины

Очевидно, что только формальное признание роста инфляции без управления этим процессом не способно обеспечить эффективный результат. Тем более что причины, вызывающие повышательную тенденцию, остаются неизменными. Это рост мировых цен на сырую нефть и нефтепродукты, продолжающееся повышение тарифов на услуги естественных монополий (жилищно-коммунальное хозяйство, связь, электроэнергия), увеличение расходной части бюджета.

Если в течение первых двух месяцев года, несмотря на рост мировых цен на нефть, топливно-сырьевые экспортеры сдерживали внутренние цены, то в марте восстановилась их реальная динамика. Произошел резкий скачок цен производителей. На мировом рынке цена на нефть марки URALS в марте уже превысила 48 долларов за баррель. Цены производителей увеличились по оценке к началу апреля на автомобильный бензин - на 5,2 процента, на дизельное топливо - на 2,1 процента, на топочный мазут - на 1,7 процента.

Кроме того, в преддверии посевной традиционно подорожали горюче-смазочные масла. В целом инфляция в промышленности за первый квартал составила 1,9 процента.

Естественно, что потребительский сектор ответил адекватно. В марте только цены на продовольственные товары возросли на 2,1 процента, за квартал - на 4,9 процента. А доля их в инфляции исчисляется в 41,3 процента. Продолжился рост тарифов на услуги ЖКХ, ведь отопительный сезон из-за задержавшейся зимы в большинстве районов России не закончен. Если в среднем по России услуги ЖКХ подорожали за три месяца, по данным Росстата, на 26,5 процента, то в некоторых регионах - далеко за 30 процентов.

И как полагают в минэкономразвития, надеяться можно только на снижение инфляции в летние месяцы, когда продукция нового урожая обвалит цены на продовольственные товары.

Бюджетная политика

Наращиванию инфляционных процессов способствует и бюджетная политика этого года. Правительство, традиционно скупое на новые бюджетные расходы, в нынешнем году демонстрирует чудеса щедрости. Одно за другим следуют обещания повысить довольствие военнослужащим, пенсии, заработные платы в бюджетной сфере, поддержать культуру и объекты социальной сферы, начать инвестиции в инфраструктурные проекты. Все обещания предполагается пока выполнить в пределах внеплановых доходов бюджета. Например, объем средств, недавно направленных на покрытие дефицита Пенсионного фонда (74,7 миллиарда рублей), лишь ненамного больше увеличения Стабилизационного фонда за один лишь февраль (70,3 миллиарда рублей).

Однако начавшееся обсуждение бюджета на следующий год четко отразило изменения в экономических приоритетах. Если бюджет 2005 года рассчитывался, исходя из базовой мировой цены на нефть 28 долларов за баррель, то бюджет 2006 года - 34 доллара за баррель. Цена отсечения для формирования Стабилизационного фонда уже увеличена с 20 до 25 долларов за баррель, а по оценкам чиновников, может достичь 28 долларов за баррель.

Все это было, было...

Такой подход в регулировании экономики все больше начинает напоминать 70-е годы. Тогда на фоне столь же высоких цен на нефть в стране активно наращивались бюджетные расходы. Результат известен: высокая вероятность последующего экономического кризиса и недоверие к властям как населения, так и хозяйствующих субъектов. Накачивание экономики бюджетными деньгами на фоне замедления темпов промышленного роста является предвестником инфляционной угрозы. Ведь в этом году темпы прироста промышленного производства оказались гораздо ниже прошлогодних: январь-март 2004 года - 7,4 процента, январь-март 2005-го (по оценке) - 5,5 процента. В то же время инфляция за три месяца прошлого года составила 3,5 процента, а в нынешнем году - 5,3 процента.

Финансовый сектор

В рыночных экономиках этот процесс обычно выражается в падении спроса экономических агентов на активы, номинированные в национальной валюте, сокращении наличных кассовых остатков и минимизации инвестиционной деятельности. Именно это и происходит в настоящее время в России. Так, чистое приобретение наличных долларов за январь 2005 года превысило 1,186 миллиарда долларов. Для сравнения: годом ранее была зафиксирована чистая продажа американской валюты в размере 784 миллиона долларов. Аналогичная ситуация и в реальном секторе. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке, вырос за первый квартал 2005 года всего на 7,3 процента (в январе-марте 2004 года на 13,1 процента), а если устранить сезонность, то вообще сократился.

Иными словами, в стране началось постепенное сокращение темпов роста спроса на национальную валюту со стороны населения и частного предпринимательского сектора. Для экономики это означает ускорение денежного обращения, а самое главное - значительное усиление инфляционного эффекта эмиссионной активности государства.

В отсутствие экономических решений повлиять на ситуацию чиновники по привычке предлагают административными методами. Например, через стимулирование инвестиций ежемесячным возмещением НДС инвесторам, изменением порядка налогообложения НИОКР и пр. Однако в условиях общей административной неэффективности, когда многие ратуют за дискриминацию иностранного капитала или периодически останавливают импортные поставки по целым товарным категориям, частичные налоговые послабления вряд ли что-то решат.

Прогноз

Очевидно, что сложившаяся ситуация не позволяет в ближайшие месяцы прогнозировать стабилизацию инфляционных процессов. Прирост потребительских цен в апреле 2005 года, по оценке, составит 1,4 процента, а в мае инфляция будет ниже - 1,1 процента. Агрегированный индекс инфляции показывает ту же динамику.

Макроэкономика