На парламентских слушаниях обсуждались перспективы снижения двух налогов - НДС и налога на прибыль. Перспектива развития именно этих налогов определяет экономику страны, формирует взаимоотношения хозяйствующих субъектов с правительственными организациями.
Говоря об НДС, следует отметить, что в последнее время идет широкое обсуждение нескольких вариантов изменения этого налога. Сегодня можно выделить три основных варианта, один из которых может быть реально внедрен. В одном из вариантов предлагается не вносить какие-либо изменения в порядок исчисления НДС в течение трех лет и сохранить налоговую ставку на уровне 18%. Если говорить о 2006 годе, то, возможно, такое решение является разумным. Но экономика изменяется очень быстро, поэтому вряд ли стоит зарекаться о том, что не стоит ничего предпринимать в эти три года. Кроме того, налогоплательщики получили обещание о снижении налога. Об этом было прямо сказано в послании президента РФ. Иными словами, задачу снижения налога не следует откладывать заведомо на три года, а надо ее решать без излишней торопливости.
Рассматривается также вариант резкого снижения налоговой ставки НДС - до 13 %, начиная с 2006 года. Думается, этот вариант также вряд ли приемлем для нашей страны. Налоговая реформа и налоговая система не приемлют революционных решений. Налоговая система должна развиваться эволюционным путем, а не путем резких скачков. При единовременном снижении налоговой ставки НДС с 18 % до 13 % возникнут сложности со сбалансированностью бюджета, проблема компенсирования выпадающих доходов бюджета и т. д. Мы не можем поддержать предложение о резком снижении ставки НДС.
Наиболее долго обсуждался вариант о снижении основной ставки НДС до 16 % при одновременном отказе от льготной - 10-процентной налоговой ставки. Безусловно, предложенный вариант очень удобен в плане унификации исчисления налога, а также облегчения налогового администрирования. Тем не менее такой вариант при всех своих положительных моментах все-таки не может быть признан правильным. Почему? Необходимо посмотреть на него не с точки зрения улучшения налогового контроля, удобства его исчисления, а на последствия, на реакцию экономики в целом. А как она среагирует, совершенно понятно, и последствия такого решения легко прогнозируются. При повышении ставки НДС с 10 до 16 % на все социально значимые товары - продовольствие, товары детского ассортимента, медикаменты и др. - произойдет резкий всплеск розничных цен на эти товары. И экономическая практика, и экономическая наука утверждают, что взлет цен произойдет не на 6 % - разницу повышения льготной налоговой ставки, а существенно превысит эту величину. Данный вариант направлен на раскручивание инфляционной спирали, а инфляция, на наш взгляд, и так высока.
Сегодня одной из главных экономических задач является снижение темпов инфляции. И только в случае остановки инфляционных процессов в стране возможно рассмотрение варианта, предусматривающего введение единой ставки НДС. И еще следует обратить внимание на одно обстоятельство. В принципе повышение цен затронет всех без исключения, но пострадают от него особенно социально незащищенные слои населения.
Какой же вариант приемлем? Это постепенное снижение основной налоговой ставки, возможно, на один пункт с 2006 года, возможно - на два пункта, но с 2007 года. При этом недопустим отказ от льготной ставки НДС. Более того, если позволят возможности бюджета, то является целесообразным и снижение льготной 10-процентной ставки налогообложения. Например, может быть предложен такой вариант: основная ставка - 16 %, льготная - 8 %.
Что касается налога на прибыль, то здесь позиция не нова. Необходимо подумать, почему в стране начиная с 2002 года падают инвестиции в реальный сектор экономики, проанализировать факторы, которые оказывают влияние на этот процесс. Таких факторов, конечно, несколько, но один из них, возможно, главнейший - это отмена льгот по налогу на прибыль, в частности, инвестиционной налоговой льготы. Кому это выгодно? С введением в действие главы 25 НК РФ существенно снижена ставка налога на прибыль - с 35 до 24 %. Но это снижение улучшило положение прежде всего тех организаций, которые не стремятся развивать производство, а действуют по принципу простого воспроизводства, "выжимая" все возможное из устаревшего оборудования. Для таких организаций глава 25 НК РФ действительно создала льготные условия. Для тех, кто активно занимается модернизацией производства, его расширением, осваивает новые технологии, выпускает новые виды продукции, условия работы с точки зрения налогообложения возможно даже ухудшились.
Сейчас уже готов проект поправок к главе 25 НК РФ и делаются попытки решить опосредованно и частично проблему стимулирования развития производства. Представляется, что нельзя принимать частичные решения. Необходимо вернуться к той положительной, наработанной годами практике освобождения от налога прибыли, которая идет на расширение производства, модернизацию, внедрение новых технологий. Причем размер этой льготы должен быть сохранен на прежнем уровне, т. е. должен быть не менее 50 % суммы налога. Кроме того, целесообразно ввести налоговую льготу, касающуюся прибыли от вновь созданных производств на реальный период их окупаемости.