12.04.2005 04:00
Общество

Россиян испортил "вопрос имперской квартиры"?

В России большинство отрицает логику духовной силы, признавая лишь правоту вульгарного материализма
Текст:  Леонид Радзиховский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3743)
Читать на сайте RG.RU

6 апреля депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов предложил ГД рассмотреть вопрос о том, чтобы ограничить "непропорционально большую" реакцию в российских СМИ (в первую очередь электронных) по поводу смерти Иоанна Павла II. Потом он еще немножко поглумился над умершим Папой и, наконец, замолк.

Едва ли под влиянием аргументов Митрофанова, но тем не менее, как известно, ни один канал так и не показал полную трансляцию похорон Папы. Впрочем, Бог с ними, с ТВ, ГД и т.д. Вся эта суета интересна лишь как симптомы. Реакция России на смерть Иоанна Павла II - это что-то вроде нашей "исповеди", а менее высокопарно - что-то вроде системы тестов, позволяющих понять психологическое состояние нашей страны.

Формально во фракции Жириновского числятся 35 депутатов, реально за предложение Митрофанова проголосовали 98, больше 20% депутатов. Значит, в Думе как минимум еще 63 "духовных жирика".

Думаю, это голосование вполне отражает настроения страны - не менее 20-25% избирателей внутренне согласны с Митрофановым. (А судя по форумам Интернета того больше.)

Идеология их примерно следующая. Папа - никакой не cвятой, а всего лишь политик-антикоммунист, связанный с ЦРУ. Главное его достижение (за что его и славит Запад) - развал социалистического лагеря. Кроме того, он (как положено поляку и католику) еще и русофоб. Его цель была - бороться с Россией, а главное - с православием. На это направлены все его усилия - после развала СССР развалить Россию, выдернув из нее духовный стержень. И после всего этого продажные прозападные журналюги ("пятая колонна") еще льют крокодиловы слезы и предлагают нам скорбеть над его могилой.

Эти идеи, понятные и приятные десяткам миллионов наших соотечественников, показывают, какая пропасть отделяет их (а значит, в какой-то мере нас всех, наше общество в целом) - нет, вовсе не от "Западного мира", а просто от мира душевно здоровых людей. Как всегда - разруха в головах. И пока в головах такая разруха, никакие рыночные реформы ничего не дадут нашей несчастной стране.

Девиз Иоанна Павла II, обращенный к людям, был - "Не бойтесь!". И он не боялся. Не боялся физических страданий, когда этот истинный мученик, скрюченный, почти не способный говорить, продолжал ездить по сотням стран - чуть ли не до последних дней своей святой жизни. Он не боялся каяться за грехи католической церкви. Не боялся войти в синагогу и мечеть. Он не боялся людей, он не боялся мира, он строил новую ОТКРЫТУЮ церковь, церковь, которая все дальше отходит от жестких феодально-средневековых традиций (священных традиций!), становится неотъемлемой частью глобального мира XXI века.

И вот эта духовная открытость и бесстрашие вызывают в ответ в лучшем случае отстраненно-формальное уважение, в худшем - циничные насмешки, переходящие в агрессию и ненависть.

Почему?

Потому, что духовное бесстрашие вызывает в ответ в нашем обществе (не во всем, но в значительной и влиятельной части верхов и в больших массах "низов") ужасный страх.

Привычка к небу "в клеточку" и страх перед небом открытым. Глубокая потребность "отделиться" и "противостоять". Спрятаться (куда?!) от неизбежной глобализации, а главное, голову, с ее "оборонным сознанием", замотать новым железным занавесом.

В самом деле, чем "страшна" католическая церковь в России, хотя бы и освященная лично самим понтификом? Неужели кто-то всерьез считает, что большинство православных только насильно можно удержать в лоне своей церкви, а при появлении открытой конкуренции они зачем-то обратятся в католичество? Трудно представить более тяжкое оскорбление для РПЦ, тем более что для него нет абсолютно никаких оснований - ни по настроению внутри России, ни исходя из мирового опыта.

Как известно, католическая церковь, со всем своим миссионерством, спокойно уживается в США с добрым десятком крупных протестантских церквей, с исламом, иудаизмом, тем же православием, конфуцианством, даосизмом и т.д. В Европе в "протестантских" странах не боятся католической церкви, а в "католических" - протестантской. И это притом, что католики и протестанты ВЕКАМИ ВОЕВАЛИ - насмерть! Да, все проходит - прошли и Средние века, с их свирепым церковным противостоянием. Люди (не все, но многие) приняли простую истину - церкви разные, но Бог один. Тем более у христиан. А принадлежность к той или иной ветви христианства - как правило, вопрос традиции, семейной и культурной.

Но есть в нашем отношении к Папе и еще один, особо печальный момент. Рассуждая о Папе, мы охотно говорим о чем угодно - о демократии и коммунизме, о деньгах, пиаре, власти, о Польше, России, геополитике, о патриотизме и общечеловеческих ценностях... Но только не о самом простом и главном - о Боге, любви к Богу, любви к людям.

Когда-то Сталин бросил: "Папа? А сколько у него дивизий?". Эту логику - логику голой силы, вульгарного материализма, когда "небесное воинство не считается" - мы хорошо понимаем. Противоположную логику, логику ДУХОВНОЙ СИЛЫ - на самом деле, отрицаем. Отрицаем - вопреки ОЧЕВИДНОСТИ. Что же - чуть поскреби, и мы, со своей духовностью, в массе своей остаемся беспробудными атеистами? Или просто язычниками, признающими только "златого тельца"?

Да, с обрядами и ритуалами - порядок. Помолились, встали, отряхнулись и стали рассуждать "всерьез". То есть "всерьез" объяснять силу Папы, не его любовью к Богу, а его отношениями со СМИ, правительствами, спецслужбами и т.д. и т.п. В СМИ и спецслужбы - верим, а в Бога - нет. Бывают атеисты "прогрессивные" и "реакционные", "патриоты" и "космополиты", развязные и циничные, как депутаты Думы, или вежливые и сдержанные, как профессора-политологи. Но если человек глух и слеп - не все ли равно, отчего он ослеп, оглох?

Любая Церковь (тем более католическая или РПЦ), находясь на грешной земле, является и политическим институтом тоже (другое дело, что она уж по крайней мере не должна, не имеет права быть государственным институтом). Но если прихожане видят в Церкви только (или прежде всего) "общественную организацию" - то тогда они для Церкви мертвы, как смоковницы без плодов.

Это не значит, что люди в России - "плохие", хуже, чем в Европе. Давно сказано, что мы - обычные люди, и милосердие иногда стучится к нам в сердца. Стучится - но ответа нет... Может, это "вопрос имперской квартиры" сильно испортил нас и продолжает портить. А может, такую духовную цену мы, вечно "желудочно неудовлетворенные", платим за ранний капитализм, за пьяный азарт первоначального накопления.

Бог есть любовь. Сотни миллионов людей Папу не "уважали", а любили. Ну а для тех, кто не любил, он так и останется - чужим Папой.

Религия Социология