12.04.2005 02:50
Общество

Каждый десятый школьный учебник - фальшивка

Каждый десятый школьный учебник - фальшивка
Текст:  Маргарита Шиц
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3743)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета: Александр Михайлович, недавно правительство внесло изменения в положение о министерстве образования и науки. В частности, на него возложена ответственность за экспертизу учебников. Какие изменения ждут процедуру экспертизы и грифования учебников?

Александр Кондаков: В новом положении появилась фраза, что министерство формирует перечень учебной литературы на основе экспертизы учебных изданий. До этого при оценке учебников руководствовались мнением индивидуальных экспертов. Теперь же будут привлекать такие авторитетные экспертные организации, как РАН и РАО. Федеральный совет по учебникам возглавил заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко. Мы уже отправляем наши учебники на экспертизу по этой новой формуле.

На мой взгляд, минобрнауки сделало очень серьезный шаг к большей прозрачности экспертизы. Если раньше мы получали заключение неких специалистов Федерального экспертного совета, то теперь РАН и РАО обеспечат большую объективность процедуры грифования учебников. Квалифицированное заключение за подписью вице-президента РАН Валерия Козлова или президента РАО Николая Никандрова - это куда авторитетнее. Надеюсь, качество экспертизы учебников возрастет.

Еще одно важное новшество: издательства должны будут представлять на экспертизу оригинал-макет, а не рукопись. А самой процедуре грифования отныне подлежат только учебники. Дав гриф учебнику, министерство рассчитывает, что и весь комплект - рабочие тетради, кассеты, пособия для учителя и родителей - издательство выпустит на должном уровне. Это важный шаг. Думаю, что за этим логически должна последовать отмена грифов в будущем вообще.

РГ: А как же заявления некоторых высоких чиновников о необходимости оставить только один учебник, в лучшем случае - не больше двух-трех, по каждому предмету?

Кондаков: Учебники и образовательные программы должны быть разными, и эту вариативность необходимо закрепить законом. Выбор учебника надо оставить учителю и методисту. Все разговоры о трех, двух или одном учебнике по каждому предмету надо прекратить. А то получится, как с небезызвестным учебником истории Никиты Загладина, который насильно поставили в школы, а сейчас многие учителя не знают, что с ним делать.

РГ: Согласны ли в РАН с вашим мнением? В частности, писали: Валерий Козлов выступает за то, чтобы гриф "Рекомендовано" получал лишь один учебник по предмету.

Кондаков: Он такого не говорил. Мнения вице-президента РАН Валерия Козлова, академика Александра Чубарьяна мне известны, и они не противоречат моему. Но будут ли академики готовы к отмене грифов - мне сложно сказать. Думаю, что развитие институтов гражданского общества должно повысить ответственность учителя и директора школы за качество той литературы, которая ложится на стол ученика. В конечном счете, мерилом будет государственная аттестация - экзамены в 9-м классе или ЕГЭ.

РГ: Не слишком ли громоздкая структура: РАН, РАО и над ними еще и Федеральный совет по учебникам? Как они будут договариваться?

Кондаков: У них разные задачи. РАН проводит экспертизу научного содержания учебника, РАО - педагогической составляющей. А центральный орган все это суммирует и дает заключение.

РГ: Кто будет платить за экспертизу учебников?

Кондаков: Издательства. Стоимость экспертизы выросла вдвое, но с учетом того, что мы не будем отправлять экспертам весь комплект, расходы на экспертизу для издательств снизятся.

РГ: Насколько школы сегодня обеспечены учебниками?

Кондаков: Вся страна, за исключением Москвы, Петербурга, Московской области, Татарстана и некоторых других регионов, испытывает острую нехватку новых учебников. Многие регионы закупают их на копейки, а некоторые вообще не покупают уже многие годы - например Калмыкия, Ульяновская область и другие. Фонды школьных библиотек обновляются не раз в четыре года, как положено, а раз в двадцать лет.

РГ: Сейчас наблюдается новый всплеск контрафактных тиражей учебников, особенно пособий по ЕГЭ. Как вы боретесь с пиратством?

Кондаков: Только что накрыли очередную партию контрафакта в Воронеже. В Белгороде была издана партия наших книжек по единому госэкзамену. По некоторым оценкам, каждый десятый школьный учебник - фальшивка. Тем не менее ситуация улучшается. Основная наша цель - не борьба с контрафактом, а его предотвращение. Но если факт пиратства налицо, то мы подаем в суд. Фигурантом одного дела, завершившегося обвинительным приговором, стал московский предприниматель Анатолий Горяинов. Два года тянется следствие в Петербурге, где производитель контрафактной продукции Владимир Макеев пустился в бега. Такие же акции мы готовим во многих других городах России, которые грешат пиратством учебников: в Воронеже, в Ростове-на-Дону, в Нижнем Новгороде, в Екатеринбурге и в других городах.

РГ: А кто имеет право издавать пособия по ЕГЭ?

Кондаков: Единый госэкзамен превратился в неплохой бизнес, хотя первоначально декларировалось, что его цель - борьба с репетиторством и коррупцией в вузах. Сегодня ясно, что все подготовительные курсы переориентировались на подготовку к ЕГЭ. Выросла и целая плеяда учителей-репетиторов, которые теперь занимаются подготовкой к ЕГЭ на уровне школы. Не издает материалы ЕГЭ только ленивый. В основном сканируют, перелицовывают наши книжки, но есть и масса доморощенной продукции. Пособия по ЕГЭ имеют право издавать только "Просвещение", "Интеллект-центр" и Центр тестирования минобрнауки, а в электронном виде - компания "1С". Им можно доверять. "Купившись" на доморощенное пособие, родители обрекают детей на то, что они не будут адекватно подготовлены к сдаче единого госэкзамена.

Образование