13.04.2005 03:39
Происшествия

Новые подробности теракта в Беслане

Следствие по теракту выяснило много нового, но это держится в тайне
Текст:  Тимофей Борисов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3744) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3745)
Читать на сайте RG.RU

Замгенпрокурора России Николай Шепель заявил, что по результатам молекулярно-генетической экспертизы опознан 19-й террорист из 31-го уничтоженного. Это - женщина-смертница, о которой известно, что она 1977 года рождения, уроженка Чеченской Республики. Правда, Шепель по непонятным причинам отказался назвать ее имя, хотя имена ранее опознанных террористов никто не скрывал и никакой тайны из этого не делал.

Шепель вчера сообщил, что имя и фамилия опознанной не называются "в интересах следствия". Что это за интересы следствия и почему в деле большой общественной значимости вдруг появляются какие-то секреты, прокурор не уточнил.

Между тем свое независимое расследование продолжает вести парламентская комиссия. Некоторые ее члены и депутаты Госдумы РФ на днях в очередной раз побывали в Беслане и встретились с бывшими заложниками. Наш корреспондент присутствовал на встрече депутатов с жителями Беслана. Бывшие заложники очень беспокоятся, что официальное следствие не даст ответов на ключевые вопросы или утаит их. Может так статься, что именно выводы парламентской комиссии, а не выводы следствия и станут наиболее полными и открытыми. Сами депутаты пока осторожны в оценках и более оптимистичны по этому поводу, но было заметно, что тревога по поводу открытости следствия от бывших заложников передалась и им.

Появляется все больше доказательств, что оружие террористами все же было завезено в школу заранее. Ранее следствие опровергло эту информацию. Но депутатам стало известно, что когда террористы захватили школу, они заставили четверых заложников помогать им вытаскивать оружие из заранее подготовленного тайника.

Первым из этих четверых дал показание одиннадцатилетний бывший заложник. По словам депутатов, он так подробно описал сам процесс извлечения оружия и сами ящики с боеприпасами, что нет основания ему не верить. Он ни разу не запутался в показаниях, хотя профессионал с многолетним стажем работы в правоохранительных органах, кто с ним беседовал, пытался всячески сбить его с толку и поймать на фантазировании.

По словам подростка, оружие было спрятано под сценой в актовом зале школы. Террористам понадобился именно мальчишка, чтобы пролезть в узком пространстве и достать из самого дальнего угла под сценой автоматы и ящики с боеприпасами.

Депутаты попытались опросить и других заложников, кто таскал оружие. Посредником в процессе договора с одним из них и членом парламентской комиссии даже выступила неформальный лидер комитета матерей Беслана Сусанна Дудиева. По телефону из Беслана подросток пообещал депутату дать показания о тайнике с оружием. Когда же депутаты прибыли в Беслан, то парень уклонился от встречи. Просто исчез. Депутаты сами пришли к нему в дом, бабушка парня проворчала, мол, вчера только приходили из прокуратуры, житья парню не дают.

Депутаты пока не склонны видеть в этом чьи-то злонамеренные козни, но когда они попытались поговорить с третьим подростком, картина примерно повторилась.

А между тем ответ на вопрос, было ли оружие завезено террористами заранее в школу, имеет принципиальное значение. Если учесть, что до 29 августа 2004 года, то есть до самых выборов президента Чечни, на всем Кавказе военные и правоохранительные органы несли службу в усиленном режиме, то по идее там мышь не должна была проскочить. Если же террористам удавалось длительное время готовиться и завозить заранее арсеналы с оружием, то вина многих очень высокопоставленных силовиков очевидна и кто-то как минимум должен поплатиться креслом. Понятно, что те из них, кто сейчас у власти, должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы такие выводы сделаны не были.

Тем не менее, как опять же выяснили депутаты, в школе был один-единственный человек из заложников, который мог свободно передвигаться по всей школе, а не сидеть в спортзале с остальными заложниками. Это медсестра. Некоторые террористы во время захвата школы были ранены двумя милиционерами, охранявшими торжественную линейку. У кого-то из террористов было ранение в живот, а один из главарей бандитов - Владимир Ходов - был ранен в руку. Медсестра оказывала им первую помощь, этим и объяснялась ее свобода перемещения по школе. По ее показаниям, среди террористов не было наркоманов, по крайней мере она не заметила характерных признаков наркотического опьянения ни у одного из террористов. Об этом же ей сказал и сам Ходов, с видом прорицателя он ей бросил: "Вот увидишь, по телевизору будут говорить, что здесь собрались наркоманы и насильники". Медсестра в своих показаниях депутатам также не подтверждает, что боевики насиловали заложников. Правда, это никак не обеляет террористов, потому что они заложников просто расстреливали - только в первый день они убили 21 заложника. Но одна фраза Ходова ей очень запомнилась. В какой-то момент он проронил: "Если бы вы знали, как мы здесь очутились, то никогда бы не поверили". Что террорист имел в виду, он не уточнил.

Антитеррор Генпрокуратура