14.04.2005 01:00
Культура

Людмила Дубровская сняла фильм о войне

Текст:  Александр Беляев (Гатчина - Минск)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (210)
Читать на сайте RG.RU

Наш разговор с Людмилой Дубровской произошел на гатчинском фестивале - сразу после конкурсного показа ее фильма.

- Мой новый фильм "Дикие звери мира" - моя дипломная работа, - рассказывает Людмила Дубовская. - Основой послужила повесть Евгения Дубровина. Это фильм о войне, о детях и взрослых, о любви и дружбе, о жизни и смерти...

- Вы - представитель молодого поколения белорусского кино, родились спустя четверть века после войны. Почему вас так притягивает военная тема?

- У меня война прошлась по всей семье. Оба моих деда побывали на фронте. Один прошел войну офицером с первого до последнего дня, закончил ее в Берлине и после войны продолжал служить. Второго деда взяли в ополчение - только они отошли от Минска, их разбомбили. Дед вернулся, был в оккупации, помогал нашим подпольщикам. Потом, после того как освободили Минск, снова пошел на фронт. Так что война прошлась по всей нашей семье жутким катком...

- У вас в фильме играют чудесные мальчишки. Легко ли с ними работать? Ведь многие режиссеры считают - детей снимать очень сложно...

- У меня растут две свои дочки, поэтому я не боялась работать в фильме с детьми. Работа с детьми очень сильно отличается от работы со взрослыми актерами. Мы устраивали настоящий кастинг, серьезно отбирали ребят для фильма: я посмотрела более ста детей, из них выбрала двадцать человек, из двадцати - шесть, и наконец - двоих главных героев. Сергей Тишковский и Майкл Брезанский оказались самыми подходящими для фильма. Потом я какое-то время нащупывала, как с ними работать, тональность речи. Мне хотелось, чтобы в моем фильме сыграли мальчишки, которые могли бы жить в сорок пятом году, в последние дни войны, и могли бы жить в наши дни. Я не ставила цель сделать ретрофильм, более того, мне не хотелось делать ретрофильм, чтобы современные дети могли ассоциировать себя со своими сверстниками из сорок пятого, обнаружили близость с ребятами того времени, с самим тем временем. Мне кажется, порой сегодняшние дети, глядя фильмы о войне шестидесятых годов, воспринимают героев как далеких людей, посторонних, не своих... Для них это какая-то фантастика. А мне хотелось сделать кино, в котором дети увидели бы себя.

- Фильм показывали в детских аудиториях?

- Мы показывали его в Минске, и я была поражена тем, как сегодняшние дети его воспринимают. У нас были встречи и обсуждения фильма "Дикие звери мира" в детских аудиториях, где ребята показали заинтересованность в этом кино, судьбах его героев и даже предложили снять "Диких зверей-2".

- Нередко и в кино, и в литературе тема войны решается в координатах традиции, если не сказать стереотипа. Вам удается найти какое-то неожиданное решение вечной темы: вроде бы в "Диких зверях" нет прямого разговора о войне, не показывают бои, не звучат выстрелы - до Победы несколько дней... А все равно фильм - о войне. Причем один конфликт перерастает в другой: дети устали от "живой" войны и им нужны живые звери. Поэтому они так недовольны приехавшим в городок театром, который вместо этих живых зверей показывает им плюшевых зверюшек. Фильм получился многоконфликтный, многослойный. Может быть, поэтому дети хотят увидеть продолжение кино... Что сейчас происходит на вашем творческом фронте?

- Сейчас я, неприятно говорить - в простое. Ищу сценарий. Не знаю, есть ли такая проблема у кинорежиссеров в России, но у нас, в Беларуси, проблема хороших сценариев очень актуальна. В конце концов не выдержала - села писать сценарий сама. Сейчас, наверное, меня запустят с социальным роликом - такая пятиминутная документальная история...

- В прошлом году вы рассказывали, что свой предыдущий фильм вы делали всей семьей - участвовали и муж, и мама, и дочки...

- В этом фильме семья мне тоже помогала, особенно дети - они снимались в массовке. Дочки на меня обижаются, что я не беру их на главные роли, но они уже понимают, насколько актерская профессия нелегкая и хлеб артиста и режиссера тяжелый.

- В этом году вы окончили институт - в жизнь было выпущено семь новых кинорежиссеров. И что теперь - находитесь в свободном полете?

- У нас была сложная ситуация. В Беларуси, кроме как на киностудии "Беларусьфильм", режиссеру работать негде. Можно, правда, уйти на ТВ или уехать. Так что мы находились несколько в подвешенном состоянии. И здесь хочу похвалить нашу прессу, которая нам, выпускникам, очень помогла: в "Советской Белоруссии" была опубликована статья о нашем бедственном положении, где поставлен вопрос министерству культуры, почему режиссеры, которых выпускают раз в семь лет, оказались ненужными? Хотя в республике у нас катастрофически мало режиссеров. После этого минкультуры заинтересовалось нашей судьбой, меня, например, взяли режиссером на киностудию, двоих ребят - ассистентами, еще одного - в видеоцентр.

- В сказках появляется принц на белом коне, а перед вами возник олигарх: мол, снимай, Люда, фильм, какой хочешь! Спонсирую! Что вы выберете для работы и кого позовете играть?

- Сейчас я болею тем сценарием, который пишу. Это молодежная история о подростках, об их взрослении. Современная тематика, современная музыка. Это мне сейчас интересно. Мне нравится наша молодежь - хорошая, "продвинутая", умная, в ней есть стремление к интеллигентности. Мне кажется, нынешнее молодое поколение лучше нас...

- А со звездами хотели бы поработать?

- Хотелось бы поработать с Евгением Мироновым. Очень много хороших актрис. Но пока по финансовым соображениям о российских звездах рано думать...

Кино и ТВ