Чтобы пересказать содержание россиниевского "Путешествия" достаточно трех предложений. 25 мая 1825 года постояльцы гостиницы "Золотая лилия" в курортном городке Пломбьере собираются поехать в Реймс на коронацию Карла Х. Собственно, сборы, во время которых разыгрывается пара любовных историй и одна неудачная интрижка, составляют большую часть оперы. Ближе к финалу выясняется, что задуманное путешествие невозможно - во всем городке не найти ни одной лошади, но постояльцы не падают духом и утешаются возможностью погулять на коронационных торжествах в Париже, а собранные для путешествия деньги радостно решают прокутить сегодня же вечером.
Написав оперу специально для коронации французского короля, Россини забрал ее из театра после четырех представлений, рассудив, что с потерей злободневности популярности ей уже не видать. Трудно сказать, прав ли был тогда композитор, но сегодня "Путешествие в Реймс" - один из лакомых кусочков мировой оперы, блестящая возможность для любого театра продемонстрировать имеющиеся силы и порадовать зрителя произведением, где одна музыка уже вызывает хорошее настроение.
Действие шагнуло на столетие вперед. Вместо знакомого мариинского занавеса через всю сцену протянулось знамя Франции с начертанным на нем: Il Vaggio a Reims. Здесь же штрихами изображена дама с чемоданом в руках, в элегантной шляпке и развевающемся коротком плаще, открывающем стройные ножки, - образ элегантности, ставший символом новой постановки (художник-постановщик Пьер-Ален Бертола, художник по костюмам Мирей Дессанжи). Вместо оркестровой ямы - сцена. Звуки репетирующего оркестра доносятся из-за занавеса. Практически вдоль всего центрального прохода партера выстроен подиум. Действие начинается еще до первых тактов увертюры: через зрительный зал на сцену пробираются люди с чемоданами, разговаривая между собой и здороваясь с публикой. "И никаких чаевых, заметь!" - говорит через плечо полненькая девушка своей спутнице, пытающейся ее обогнать в узком проходе через партер (редкие реплики на русском добавляют спектаклю игривости, свойственной опере-буфф). Маэстро Сохиев появляется из зрительного зала. По его команде флаг-занавес падает, открывая оркестр в белых фраках. Становится понятно, что действие будет происходить под огромным навесом, судя по всему, на берегу (курорт-то минводовский!), о чем говорит и смотровая вышка (она же раздевалка).
Персонажи заполняют проходы зрительного зала и сцену согласно музыке увертюры, словно поднимающейся из глубины. Экономка отеля Маддалена (Елена Соммер) появляется в ложе министра императорского двора, откуда бранится со слугами. Смотровая вышка превращается в трап, на который, словно с самолета, сходит хозяйка отеля - мадам Кортезе (великолепная Анастасия Беляева). Ее ария разносится над зрительным залом почти что с высоты первого яруса. Один за другим появляются постояльцы. Из медицинской аптечки вылезает врач дон Пруденцио (Алексей Тановицкий), знатная модница графиня Фольвиль (Лариса Юдина) дефилирует к сцене по подиуму из зрительного зала, дон Луиджино (Андрей Илюшников) в ярко-зеленом костюме и желтой рубашке с синим галстуком, антиквар дон Профондо (Николай Каменский) в ярко-голубом. Страстный любитель музыки барон Тромбонок (Владислав Успенский) выглядывает из оркестра с тромбоном в руках, дон Альваро (Алексей Сафиулин) и маркиза Мелибея (Анна Кикнадзе) фехтуют, а поэтесса Коринна (Ирма Гиголашвили) проплывает на сцену через зрительный зал, окутанная светящимся изнутри коконом. Плейбой кавалер Бельфьоре (Дмитрий Воропаев) с клюшкой для гольфа и в соответствующей амуниции, а русский граф Либенсков (Даниил Штода) на живой лошади - собирательный образ русского в представлении иностранца: шашка, каракулевая шапка с кокардой, светлая шинель с каракулевым воротником, тельняшка под кителем и манеры "настоящего полковника". Для каждого из персонажей Россини нашел свои музыкальные краски, а команда французских постановщиков наделила всех индивидуальным шармом - чего стоит одна сцена диалога лорда Сиднея (Вадим Кравец) с флейтой (соло на инструменте - Аглая Ульянова)!
С кажущейся легкостью Алену Маратра и солистам театра удается создать ту необходимую атмосферу, которая превращает театральную условность в естественность, не умаляя при этом законов жанра. Придумав оригинальные образы и еще более оригинальную форму подачи, непосредственно общаясь со зрителями, режиссер говорит, что все это происходит сейчас только для них одних. И как-то незаметно сам становишься персонажем "Путешествия" - вместе со всеми восхищаешься, глядя на прелестную мадам Кортезе, искренне радуешься найденной шляпке графини Фольвиль - единственной детали драгоценного гардероба, уцелевшей после крушения кареты (шляпную коробку передают через зрительный зал по рядам), вместе с доном Профондо заинтересованно подглядываешь за встречей кавалера Бельфьоре и Коринны (изумительно сыгранная сцена).
Дирижер Туган Сохиев, которому Валерий Гергиев доверил вторую премьеру подряд (и, судя по всему, грядет третья - вероятно, 30 апреля Сохиев продирижирует "Кармен"), ведет оркестр ровно и слаженно. Не подвели в целом и молодые солисты Мариинки, хотя Джоаккино Россини приготовил для них суровое испытание. Концертное исполнение оперы уже несколько лет в репертуаре театра, и хорошее знание материала позволяет певцам успешно справиться с отсутствием на привычном месте дирижерского пульта. Однако технические трудности некоторых партий за годы концертных исполнений преодолеть не удалось. Россини расцветил свое "Путешествие" разнообразными вокальными украшениями. Даже басовая партия лорда Сиднея без них не обошлась. Арии и ансамбли должны переливаться, словно россыпь драгоценных камней. Сразу начинаешь понимать, что такое "россиниевский голос". Если с женскими партиями в спектакле все сложилось замечательно (Беляева, Юдина, Кикнадзе, Гиголашвили - известные обладательницы добротного вокала), то из мужских голосов лишь Дмитрию Воропаеву удалось показать то, что можно назвать колоратурой.
Оперы, подобные "Путешествию в Реймс", принято сравнивать с шампанским. Но и в семействе этого напитка есть более или менее благородные представители. Ален Маратра, Туган Сохиев и молодые солисты Мариинки потчуют публику по- настоящему изысканным угощением, предлагая от всей души рассмеяться, восхититься и получить удовольствие.