Недавнее заседание "Комитета-2008" закончилось привычной безнадегой. Создать единую партию демократам так и не удалось.
Раскольником, как всегда, оказался Григорий Явлинский. Накануне он публично высказался. И высказался так, что сделал переговоры просто бессмысленными: "Яблоко", как демократическая оппозиция президенту, с президентом борется. Но не ради того, чтобы к власти пришли Березовский и его порядки. Для нас выбора: Путин или Березовский - не существует. Потому что "Яблоко" озабочено вопросом современного европейского общественного устройства. А эти ребята в своих личных корыстных целях добиваются возрождения власти семибанкирщины, что опять неминуемо заведет в полукриминальный авторитарный тупик". Такова позиции "Яблока".
Кто они, "эти ребята", понятно без разъяснений. Лидеры СПС, кто же еще.
Мировоззренческие споры и разногласия наших демократов, их принципиальные дискуссии об оттенках либерализма и степени его радикальности - все это кажется смешным и несущественным только стороннему наблюдателю. А для создателей партии нет ничего важнее идеологии.
И вот тут-то Явлинский с Немцовым никогда не сойдутся. Левые либералы ("Яблоко") стремительно дрейфуют в сторону социал-демократии, вступают в тактические союзы с коммунистами, проводят с ними совместные акции. Для правых либералов (СПС) все это абсолютно неприемлемо.
Дело осложняется еще одним обстоятельством. Наши правые вовсе не те, за кого себя выдают. Публично представляясь защитниками среднего и малого бизнеса, они на самом деле являются партией крупного капитала.
Потому-то до недавних пор наблюдалось постоянное расхождение идеологии СПС с его практикой. Либеральные ценности публично провозглашались, но системно критиковать власть правым было весьма затруднительно. Крупный капитал, зависимый от государства, требовал от своих подопечных соблюдения правил игры. Принимать деньги у олигархов и при этом крыть власть почем зря - так приличные люди себя не ведут.
Эту внутреннюю двуликость "Союза правых сил" ощущали и избиратели. Те из них - прежде всего широкий и не слишком преуспевающий слой российской интеллигенции, - кому демократическая идея дороже циничной прагматики, все больше ориентировались на "Яблоко". Немцов же и его соратники, одолеваемые внутренним борением, душили в себе поочередно то "радикалов", то "соглашателей". И все никак не могли определить своего отношения к власти.
Помнится, председатель креативного совета, ныне секретарь федерального политсовета СПС Леонид Гозман, выступил перед соратниками с докладом, главной мыслью которого было: "Союз правых сил" должен выглядеть архитектором политики и побед Путина". Доклад назывался по-ленински: "Так победим!". Так - проиграли.
Думали, что пройти в Думу смогут, не ссорясь с властью, заключив с ней негласный союз. Результаты голосования показали: более надежного союзника, чем избиратель, в таких делах не существует.
Теперь этого избирателя окончательно бросили. Между тем в его настроениях наметился серьезный перелом. Если лет пять назад либеральная часть общества еще надеялась на реформы (даже самые непопулярные из них - скажем, реформу ЖКХ можно было не мешкая проводить "под наркозом" президентского рейтинга), то ныне эти надежды заметно поугасли.
И еще. СПС и "Яблоко" покинули своего избирателя в тот самый момент, когда в нем начал вызревать осознанный протест против "басманного" правосудия, прокурорских налетов на бизнес. Стать выразителями этих настроений обе партии до последнего времени не решались. И та и другая хотела выглядеть в глазах своих избирателей "архитектором политики и побед" президента. Часто так и звучало: "Разве не мы подтолкнули Путина к решению снизить ставку социального налога? Разве не мы добились снижения подоходного налога до 13 процентов и введения регрессивной шкалы налогообложения фонда заработной платы? И разве не мы пытаемся запустить военную реформу?"
Насчет налогов - правда. Насчет реформы армии - увы: президент, как известно, склонился к проекту, предложенному министерством обороны. В общем, влияние СПС и "Яблока" на государственные дела было не столь уж значительно.
От перехода в открытую оппозицию демократов удерживало и еще кое-что. Кто-то из лидеров боялся потерять солидную должность. Кто-то не прочь был ее приобрести. Сказал же президент сразу после парламентских выборов: "Мы проведем консультации с СПС и "Яблоком" и постараемся создать такую ситуацию, при которой были бы востребованы их кадровые возможности".
Нет, кадровый потенциал "Яблока" и СПС не нашел применения в органах государственной власти. Недавние слухи о возможном назначении Явлинского на место Зурабова оказались сильно преувеличенными.
Теперь самое время оценить, сколь мобилизующе подействовали на демократов исполненные благородного самобичевания заклинания Бориса Немцова: "Демократическое движение потерпело дефолт. Есть два выхода из дефолта - смерть или возрождение. Если мы не готовы к коалиции - нас на свалку, в могилу!".
Итак: попытка на базе существующих партий (СПС, "Яблоко", СЛОН и другие) создать единую структуру, снабдив ее свежей вывеской, оказалась бесплодной. Потому что предметом переговоров стала идеология, где никто никому никогда не уступит. И вовсе не потому, что у лидеров взыграли амбиции. А потому что невозможно соединить несоединимое.
Остается одно: разойтись по своим либеральным квартирам. СПС - направо, "Яблоко" - налево, жить по-соседски без ссор и скандалов. Как сказал секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин: "Все продолжают заниматься своими проектами, и никто ни на кого не наезжает".
ЕСЛИ демократы воздержатся от взаимных упреков и обвинений, они смогут сколотить хотя бы предвыборную коалицию. И это единственное, чем им стоит сейчас заниматься. Согласовывать кандидатуры. Формировать избирательный список. Создавать в регионах избирательные штабы.
ЕСЛИ же эта рутинная, но необходимая работа будет, как прежде, подменена идеологическими дискуссиями, либеральной оппозиции с замахом на 7 процентов и выше не получится. Выйдет нечто, напоминающее диссидентское движение. А диссидентов наш народ как не жаловал, так и не жалует.
ЕСЛИ с заявкой на место в правом ряду демократы промедлят, их могут опередить. Разговоры о том, что хорошо бы на базе "Единой России" осуществить либеральный проект, ходят давно. Так что новая порода либералов, пусть и не столь норовистая, может быть выведена в кремлевском питомнике. Дабы быть запряженной в "птицу-тройку" современной российской многопартийности, где правой пристяжной как раз недостает.