Откуда взялась идея, понять несложно. Российский банковский сектор, отмечают специалисты, на всех этапах своего существования отличала слабая вовлеченность в процессы финансирования инвестиционной активности. В условиях макроэкономической нестабильности российские банки были лишены возможности обеспечивать предприятия длинными кредитными ресурсами. Правда, начиная с 2003 года, статистика фиксирует рост доли кредитов свыше года в общей структуре ссудной задолженности предприятий и организаций перед банками, но их объемы по-прежнему невелики.
По мнению А. Мурычева, основные предпосылки для функционирования такого банка уже существуют: у государства есть солидные денежные ресурсы и намечены главные цели российской экономики на ближайшую перспективу, но не хватает пока эффективного инструмента их целевого использования и контроля.
При этом, собрав журналистов, сторонники новации просили не путать настоящий, классический Банк развития с коммерческими банками. Они подчеркивали, что все банки в России, кроме Центрального, по сути своей коммерческие, преследующие цель максимальной прибыли, даже если в их названиях есть слово "развитие".
- Во всем мире задача коммерческих банков - краткосрочное кредитование, - заметил Александр Хандруев. - Они используют средства населения, своих клиентов, несут за это ответственность и не могут особо рисковать. Поэтому во всех странах с рыночной экономикой формируются механизмы государственной поддержки долгосрочного кредитования через банки развития.
Недаром такие крупные международные кредитные организации как Мировой банк развития и Европейский банк реконструкции и развития на первое место выдвигают свою инвестиционную деятельность. Банки развития давно появились в восточноевропейских государствах. Обзавелся им Казахстан. Практически везде в мире это банки государственные или с преобладающим участием в них государства.
- Основная задача Банка развития в его классическом понимании заключается не в максимализации прибыли, - поясняет Александр Мурычев. - Для него главное - эффективное распределение долгосрочных государственных ресурсов. Это институты гарантий и поручительства. За счет своих бюджетных возможностей они привлекают средства с международных рынков капитала, что у нас еще совершенно не развито. Даже ведущие страны, такие, как США, Германия, Япония, Южная Корея, активно используют свой бюджет для создания и формирования ресурсов роста экономики.
Нигде в мире банки развития не привлекают средства населения, как и предприятий. Их основной источник - целевые бюджетные средства, международные займы и эмиссия собственных ценных бумаг. Более того, не является целью их деятельности и прибыль как таковая.
Специалисты ассоциации приводят такие цифры. Удельный вес кредитов, выдаваемых на срок более одного года, в структуре активов российской банковской системы составляет около 30 процентов. Соответственно доля банковских кредитов для вложения в основной капитал по итогам прошлого года исчисляется в 7,7 процента. Через такой денежно-кредитный инструмент, как Банк развития, можно дать мощный импульс инвестиционному кредитованию, считают руководители банковской ассоциации. "Российская банковская система вплотную подошла к тому, чтобы решать задачи экономического роста, - утверждают в ассоциации.- Она может быть локомотивом инвестиционного процесса".
- Полноценный Банк развития - это тот механизм, который органично вписывается в принципы рыночной экономики, - отмечает Хандруев. - Здесь гармонично сочетаются интересы государства и частного бизнеса. Ведь в конечном счете ответственность перед государством несет Банк развития, перед ним - коммерческие банки, а перед теми - конечные заемщики, то есть те, кто непосредственно выполняет государственные программы. В итоге складывается система отношений, в которой минимизируются риски, а государственные средства идут в развитие тех сегментов экономики, которые соответствуют государственным приоритетам.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков, участвовавший в обсуждении проблемы, заявил, что часть накопленного стабилизационного фонда страны могла бы быть использована через Банк развития для финансирования наиболее важных экономических правительственных программ.
Ассоциация приступила к разработке проекта закона, статуса и других документов для учреждения нового кредитно-денежного института страны.