Дело в том, что ранее действовавшее законодательство предоставляло нотариальные полномочия поселковым и сельским администрациям, которые на тот период являлись исполнительными органами государственной власти. Позднее были приняты Основы законодательства РФ о нотариате, сохранившие такой же порядок. В итоге жители удаленных от городов и районных центров сельских поселений, где нет нотариальных контор, могли получать необходимый минимум нотариальных услуг в местном сельсовете. Здесь, например, заверялись копии документов, выдавались доверенности, составлялись завещания.
После принятия в 1993 году новой Конституции сельсоветы были выведены из системы органов государственной власти и ныне представляют органы местного самоуправления. В результате они лишились права совершать нотариальные действия в соответствии с Основами нотариата. И деревенскому жителю за удостоверением различных "бумажек" приходится отправляться в райцентр, подчас тратя на это немалые деньги, время и силы. Короче, современной российской деревне, где преобладают старики да инвалиды, подсунули еще одну проблему.
Государственных нотариусов в областях единицы, частнопрактикующих тоже немного, и все они в основном сосредоточены в областном центре. Так что на деле получается - народу мало добраться до нотариусов, надо еще успеть попасть к нему, отстояв огромную очередь, за один день можно не успеть, приходится ехать еще раз... Терпение селян лопнуло, областные Думы завалили жалобами.
Ряд субъектов РФ (Воронежская и Владимирская области, Алтайский край, Республика Коми и другие) попытались реализовать свое право на регулирование вопросов, связанных с нотариальными действиями, путем принятия регионального закона о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями по совершению нотариальных действий. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой такие законы признаются недействительными, нотариусы отказывают гражданам в приеме документов, оформленных должностными органами местного самоуправления. Регионы обратились в Верховный суд, но и тут получили отказ. В частности, в определении Верховного суда РФ прямо указывается, что только федеральный закон вправе предоставить должностным лицам местного самоуправления право совершать нотариальные действия, и закон субъекта РФ не вправе урегулировать этот вопрос. Такое положение допекло не только местных жителей, но и местную власть. В результате девять субъектов РФ представили в Думу альтернативные законопроекты. Правда, правительство РФ пока их не поддержало, ссылаясь на то, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только "с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств", отмечается в официальном отзыве кабинета. То есть должностные лица должны быть обеспечены охраняемыми помещениями, позволяющими хранить нотариальный архив и соблюдать нотариальную тайну, а также должны быть созданы иные условия, необходимые для совершения нотариальных действий. Некоторые эксперты считают, что наделение органов местного самоуправления такими действиями может привести к огромному количеству ошибок и нарушению гражданского законодательства из-за недостаточной квалификации местных кадров.
Тем не менее профильный Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, как подчеркнул его председатель Владимир Плигин, ввиду социальной значимости этой проблемы для миллионов россиян, рекомендовал ГД принять за основу законопроект "О внесении изменений в Основы законодательства РФ о нотариате", внесенный Законодательным собранием Вологодской области.
Так что не скажешь, что селяне до законодателя не достучались, посмотрим, что будет дальше.