19.04.2005 02:00
Власть

Облегчить реорганизацию коммерческих организаций можно только законодательно

Эксперты всерьез задумались над тем, как облегчить реорганизацию коммерческих организаций
Текст:  Юлия Проскурякова
Российская Бизнес-газета - : №0 (504)
Читать на сайте RG.RU

Например, совсем недавно большая группа экспертов рассмотрела один из важнейших элементов предпринимательской деятельности - институт реорганизации коммерческих организаций. Анализ показал, что нынешнее законодательство фактически препятствует реорганизации, делая ее экономически нецелесообразной. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, когда учитываются интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов. В частности, действующее гражданское законодательство устанавливает безусловное право кредиторов требовать досрочного прекращения или исполнения обязательств во внесудебном порядке. Это приводит к полной зависимости от кредитора, который в любой момент может заблокировать проведение реорганизации.

Чтобы этого избежать, считают эксперты, надо ввести норму, согласно которой кредиторы будут вправе требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков только в судебном порядке. При этом указанный порядок не должен затрагивать прав тех участников сделки, которые могли потребовать досрочного исполнения обязательств на основании договора или закона. Например, возможно определение закрытого перечня сделок и обязательств, по которым такие досрочные требования могут быть сохранены в силу закона, с сохранением возможности сторон включать такие условия в иные договоры по их взаимному согласию.

В качестве возможных правовых средств, гарантирующих интересы кредиторов, специалисты считают необходимым закрепить законодательно солидарную ответственность всех правопреемников реорганизованных коммерческих структур. Для этого должны быть созданы механизмы обязательного обеспечения исполнения обязательств юридическим лицом, созданным в результате реорганизации, его менеджерами, членами совета директоров.

Нерешенным на законодательном уровне остается вопрос о возможности проведения смешанной реорганизации как по формам реорганизации, так и по организационно-правовым формам коммерческих организаций. Эксперты предлагают закрепить на законодательном уровне возможность комбинирования всех предусмотренных законодательством форм реорганизации за исключением специально оговоренных случаев, что позволит сократить сроки реорганизации и избежать дополнительных и необоснованных издержек.

Целый ряд проблем возникает на практике в связи с фактической недостоверностью разделительного баланса и передаточного акта и последующей его правоустанавливающей ролью. Реорганизационные процедуры, особенно в крупных компаниях, могут продолжаться в течение длительного времени и считаются завершенными с момента регистрации вновь созданных юридических лиц (внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). При этом разделительный баланс или передаточный акт утверждаются одновременно с принятием решения о реорганизации и к моменту завершения реорганизации не отражают реального объема переходящих прав и обязанностей.

Кроме этого необходимо определить на законодательном уровне основания для признания реорганизации недействительной, предлагают эксперты, либо установить соотношение требований между признанием недействительными корпоративных актов, послуживших основанием для реорганизации, и законностью создания юридических лиц - правопреемников.

В частности, в судебной практике встречаются случаи признания реорганизации недействительной в связи с непропорциональным распределением активов и обязательств. В этой связи есть смысл установить четкие критерии определения соразмерности передаваемых в процессе реорганизации прав (активов) и обязательства.

Защиту интересов акционеров и участников реорганизуемых коммерческих организаций эксперты предполагают осуществлять посредством установления требований к информации, которая должна предоставляться акционерам (участникам) коммерческой организации для принятия ими решения о реорганизации, кредиторам коммерческой организации, а также к порядку ее предоставления. Предполагается дополнить перечень случаев, когда возможно образование дробных акций таким основанием, как конвертация акций реорганизуемых акционерных обществ в акции акционерных обществ, созданных в результате реорганизации. Тогда будет исключена возможность злоупотреблений со стороны держателей крупных пакетов акций.

Как считают в Минэкономразвития России, для реализации всех этих предложений необходимо разработать отдельный законопроект, который внесет изменения в Гражданский кодекс РФ, в Федеральные законы "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О производственных кооперативах", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также в иные нормативные правовые акты.

Госуправление Бизнес Минэкономразвития