Вчера Верховный суд Северной Осетии решал, когда судить бесланского террориста Нурпаши Кулаева. Это было лишь предварительное заседание суда, но и на него приехал заместитель Генпрокурора России Николай Шепель, что подчеркивало значимость будущего громкого процесса.
Вчера суд определил дату начала основного суда над единственным выжившим бесланским террористом. Процесс "по существу" дела Кулаева начнется 17 мая.
Жителю Чечни Кулаеву вменяется убийство, теракт, бандитизм, незаконное хранение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и боеприпасов, а также посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов - всего восемь статей УК РФ. В настоящее время Кулаев сидит в СИЗО Владикавказа.
Вчера он впервые опробовал, насколько жестка скамья подсудимых и крепка клетка в суде Владикавказа. Его привезли из СИЗО на предварительное заседание и скорее всего он остался доволен.
В этом предположении нет иронии, потому что Кулаев в отличие от своих подельников отделался еще очень легко, а учитывая, что судить его будут в Северной Осетии, где он так "прославился", то крепость железных прутьев проверить нелишне. В самой республике многие не исключают, что найдется достаточно своих "калоевых" и наличие охраны для некоторых горячих голов не станет помехой в желании разорвать террориста на куски. Вчера все прошло без эксцессов, но, возможно, лишь потому, что предварительное заседание проходило в закрытом режиме.
Однако вчера после заседания Николай Шепель заявил, что сам суд будет открытым. Хотя даже это не гарантия от возможных беспорядков в зале суда. Как известно, в результате теракта в Беслане погибли 330 заложников, из которых 186 дети, а также 11 спецназовцев и два сотрудника МЧС. Так что потерпевшими по делу признаны 1 тысяча 315 человек. Свидетелями обвинения по ходу заседания суда выступят 69 человек. Все они обязательно будут допущены в зал суда, и, без сомнения, кто-то из них в тесноте и сутолоке окажется очень близко от подсудимого. 17 мая осетины впервые взглянут убийце их детей в глаза. А неизбежные оглашения жутких и безусловно шокирующих показаний могут привести к непредсказуемым последствиям.
В Беслане хорошо помнят, как две ночи подряд террористы орали матом в тишине, что они будут делать с бесланскими и русскими женщинами. Рассказы более девятисот выживших заложников также забудутся нескоро, поэтому лучше всего Кулаева было бы судить где-нибудь в Эвенкии. Думаю, это понимают как судьи, так и прокуроры, но уголовно-процессуальный кодекс, к сожалению, предусматривает суд обвиняемых только по месту совершения преступления. Иначе нарушение процессуальных норм может впоследствии привести к отмене приговора по жалобе адвокатов в вышестоящей инстанции.
Правда, служба судебных приставов, МВД и спецслужбы, безусловно, постараются, чтобы в зал суда никто не пронес ничего запрещенного. Как сообщил вчера заместитель начальника пресс-службы МВД республики Алан Доев, в день проведения судебного заседания по уголовному делу в отношении Кулаева в столице Северной Осетии будут усилены меры безопасности, перед заседанием здание Верховного суда и прилегающая к нему территория будут обследованы саперами и специалистами кинологической службы на предмет наличия взрывных устройств. В мероприятиях по обеспечению правопорядка будут задействованы наряды патрульно-постовой службы и экипажи госавтоинспекции. На случай осложнения обстановки предусмотрен резерв из бойцов ОМОНа и СОБРа.
Вчера, выйдя из зала суда, Шепель наконец-то решил, что "интересы следствия" не пострадают, если он сообщит имя опознанной на днях второй террористки-смертницы - Майрам Табурова. "Теперь следствию известны имена двух террористок, участвовавших в захвате заложников. Это Роза Нагаева, уроженка села Киров-Юрт Веденского района, и Майрам Табурова, уроженка селения Майртуп Шалинского района", - сказал Шепель. Всего, по его словам, опознаны 20 боевиков.
Фото с сайта www.vesti.ru.