В ближайшее время запланировано заседание Высшего Государственного Совета Союзного государства. Один из вопросов повестки дня посвящен, в частности, утверждению измененного состава российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства.
Тема эта чрезвычайно актуальна. Ведь многие вопросы в союзном строительстве сегодня не решены именно оттого, что до сих пор не принят Конституционный Акт Союза. Тут и проблемы создания единого правового пространства, равных прав граждан России и Беларуси, управления собственностью и т.д. Рабочие группы, специально созданные для подготовки проекта Конституционного Акта, действуют уже несколько лет, совещаются, представляют свои наработки, а воз и ныне там. Как не было Конституционного Акта, так и нет его до сих пор!
Причин и объяснений тому много. И тут, наверное, стоит обратиться к самой истории единения наших государств и народов.
Образованное в соответствии с Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года Союзное государство - явление редчайшее в новейшей мировой истории. Оно имеет глубокие исторические корни, уходящие к XVII-XVIII векам. То было время, когда славянские народы объединились в составе Российской империи. Объединение двух суверенных государств Беларуси и России в единое государство может быть осуществлено на базе современных демократических основ и свободной экономики во имя чаяний своих народов - жить благополучно и безмятежно. Ибо, как гласит народная мудрость, - спокойствие страны в справедливости. Нет добродетели выше справедливости. Величайший плод справедливости - безмятежность.
На протяжении двух последних столетий и монархическая Российская империя, и коммунистический Советский Союз, и капиталистическая Российская Федерация, и Беларусь являются объектами внешнего геополитического конфликта, преследующего известные стратегические цели: периферийный капитализм с утратой культурной и политической независимости.
Продолжим мысль. Источник благополучия есть мир и труд. Безмятежность обеспечивается справедливыми законами государства, а также дружбой народов, поскольку известно: победа всегда с теми, в ком согласие, а где единение - там и победа.
Все это есть сегодня у Беларуси и России. Тогда почему же столь динамично начавшийся процесс единения, стартовавший еще Договором об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 года, в последнее время явно замедлился? Тому есть ряд объективных и субъективных причин, но главное - процесс создания Союзного государства неизбежен, а неизбежность сильнее всего, ибо она властвует над всем.
Что сегодня мешает нашим странам совершить мощный рывок в интеграционных процессах? Из объективных причин, на мой взгляд, сдерживающим фактором динамичного развития Союзного государства является отсутствие законодательной базы его деятельности. Понятно, не так-то просто в одночасье создать эффективную, реально работающую правовую систему Союзного государства, тем более что и Беларусь, и Россия ныне сами находятся в процессе формирования административно-политического и социально-экономического устройства у себя дома.
Подобного опыта нет в мировой истории. Ссылки на объединенную Европу неправомерны хотя бы потому, что там речь идет о длительном процессе объединения стран с устоявшимися за многие десятилетия и даже столетия традициями демократических государств. В то же время у нас есть собственный опыт, когда вначале народ определил лидеров, устанавливалась власть, создавались необходимые управленческие структуры, а затем принимались конституции и другие законы государств. Например, только конституции принимались несколько раз - в 1918, 1924, 1936 и 1977 годах. Реформирование государственного устройства в странах Восточной Европы и бывшего СССР также пошло по тому же пути: вначале появлялся лидер государства, затем под его руководством создавалась конституция государства.
Новая Россия пошла именно таким путем - вначале был избран Президент России, а затем под его руководством разработана и принята в 1993 году Конституция Российской Федерации. Разумеется, у этого процесса есть немало недостатков, но главное достоинство такого пути - происходит быстрое, поступательное развитие государства, создаются необходимые законы для его существования и развития. Лучше мгновение, прожитое в законе, чем миллионы лет беззаконной жизни!
Субъективная причина замедления в развитии Союзного государства заключается в мудрой осторожности, проявляемой в вопросе делегирования одной из сторон президентства в Союзном государстве. Полагаю, что как высшие руководители двух государств, отвечающие перед своими народами и за свои государства перед остальным миром, они осознают, что в этом случае ни один из них не мог бы в полной мере заниматься вопросами строительства Союзного государства. В то же время путь создания новых государств весьма тернист, в нем много неизвестного, нового, а порой и конфликтного. В этом случае между главами государств - как нынешними, так и будущими - могли бы возникать напряженные отношения, возможно, негативно отражающиеся на отношениях между государствами Союзного государства и остальным миром. Попытка же устранить эти противоречия, втиснув все возможные случаи жизни в рамки законов и систему "сдержек и противовесов", заведомо неосуществима, ибо невозможность описания жизни законами очевидна. "Суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет", - писал в "Фаусте" Гете. Вот почему президенты двух стран осторожничают, мудро не желая закладывать мину под будущее государство. Хуже было бы, если бы они вдруг решились, так как известно - сделанное наспех редко бывает хорошим.
Надо осознать, что, отклоняя варианты конституционных актов, президенты проявляют трезвость, реальную оценку, наконец доброту в отношении народов своих государств, ныне живущих и будущих поколений. Оперативное же избрание президента Союзного государства не из числа действующих президентов Беларуси и России, но при консенсусе их мнений, предлагаемым способом устраняет указанные противоречия и объективно.
Таким образом, если использовать такой подход для строительства Союзного государства, то сам его процесс может выглядеть таким образом: создается однопалатный Сенат Союзного государства, избираются его президент и премьер-министр и соответствующие им компактные аппараты управления. Указанные субъекты осуществляют свою деятельность в пределах раздела 2 "Предмет ведения Союзного государства" Договора от 8 декабря 1999 года.
Предлагаются две модели для осуществления такого процесса (обе модели для иллюстрации подкреплены соответствующими схемами).
Модель 1
В целях придания большей динамики в развитии Союзного государства до принятия Конституционного Акта или Конституции Союзного государства в течение 2005 года осуществить следующие мероприятия.
1. Разработать и утвердить указами президентов Беларуси и России полномочия, перечень обязанностей, порядок назначения (отзыва) президента Союзного государства до июня 2005 года.
2. То же по должности премьер-министра Союзного государства.
3. Разработать и утвердить указами президентов Беларуси и России положение о Сенате, членах, способе его формирования и полномочиях Сената - до июля 2005 года.
4. Предусмотреть возможность, если это необходимо, обсуждения проектов указов в Совете Федерации России и верхней палате Парламента Беларуси.
5. После выпуска вышеупомянутых указов внести в Государственную Думу Российской Федерации и Парламент Республики Беларусь проекты законов государств - участников Союзного государства на период до вступления в законную силу Конституционного Акта или Конституции Союзного государства. После утверждения их в парламентах России и Беларуси подписать их президентами Беларуси и России в срок до августа 2005 года.
6. Согласно принятым документам
l провести формирование Сената Союзного государства в сентябре 2005 года,
l провести избрание президента Союзного государства - в ноябре 2005 года,
l провести избрание премьер-министра Союзного государства.
7. Установить, что вступление в должность президента и премьер-министра Союзного государства происходит в последний вторник последней недели года избрания президента Союзного государства.
Модель 2
1. В основе модели 2 корпоратизм - великая славянская идея обустройства общества, которая, с одной стороны, корнями уходит в глубь российской истории, а с другой, во многом определяет современное направление общественного развития многих развитых стран и народов.
Корпоративный путь развития, объединяющая идея развития общества - самостоятельная общественно-экономическая формация, которая издревле формировалась на российском пространстве. История свидетельствует: как только Россия сворачивала с этого магистрального пути, она неизменно попадала в зону опасностей и бед.
2. Модель 2 более отвечает духу и истории российской соборности в управлении государством в сочетании с авторитетностью избранного руководителя.
3. В модели 2 управление Союзом, с одной стороны, менее конфликтное по порядку его формирования, с другой, учитывает многонациональность, многоконфессиальность и национальные образования Российской Федерации.
4. В модели 2 просматриваются механизмы снятия противоречий при объединении унитарного государства с государством, имеющим федеративное устройство.
5. В модели 2 включается механизм установления договорных отношений граждан, муниципальных и региональных властей с "руководящим центром" на экономической, социальной и духовной основах жизни общества.
6. Опыт выхода из кризиса Германии, Японии, Южной Кореи, опыт объединения современной Европы демонстрирует успешную реализацию основных технологий и принципов корпоратизма. Этот опыт может явиться прямым продолжением успешности проведения административных и геополитических реформ, проводимых в настоящее время в России с выходом на создание в первую очередь Союзного государства и, кроме того, возможным созданием в перспективе нового Союза государств, стремящихся к дальнейшему объединению.
Разумеется, представленные две модели, иллюстрируемые схемами, не претендуют на истину в последней инстанции, а скорее указывают на один из возможных путей, с помощью которого можно реализовать процесс создания и функционирования Союзного государства. На наш взгляд, в таком случае президенты Беларуси и России получат постоянного партнера в лице президента Союзного государства, который будет в полной мере отвечать за него, в отличие от факультативности нынешнего управления Союзным государством. Более того, президент и премьер-министр Союзного государства смогут обеспечить не только общий бюджет Союзного государства за счет вносов Беларуси и России, но и приток заработанных средств в союзный бюджет от деятельности Союзного государства и привлекаемых инвестиций.
И тут необходимо вернуться к главной теме нашего сегодняшнего разговора - необходимости принятия Конституционного Акта. Важнейшей задачей созданных управленческих структур станет именно подготовка и принятие Конституционного Акта - на переходный период, а в перспективе - Конституции Союзного государства. Известно, законы принимают для блага граждан, но в тоже время крайности в соблюдении законности могут привести к прямо противоположным результатам. Вот почему попытки вначале создать главные законы нового государства, не окунувшись во все его дела, не ощутив его как живую развивающуюся общественно-экономическую систему, могут привести к сильному торможению процесса. И, напротив, созданные с учетом использования опыта законы позволят обществу полагаться на них, понимать их положения. И именно так можно добиться согласия.
Автора этих строк могут упрекнуть: предлагаемый способ более похож на революционный, нежели на демократический. Как могут два демократических социально-правовых государства пойти на такой путь при создании ими Союзного государства? Утверждаю: идея создания Союзного государства действительно революционна, а предлагаемый путь ее реализации вполне демократический. И вот почему.
Современное демократическое общество - действительно новое, поскольку оно подразумевает широкий круг вопросов, решать которые могут все зрелые люди. У них есть равные права и возможности участвовать в их решении, однако не определен достаточно полно и гибко круг вопросов, которые граждане могут решать. Одновременно государственные, особенно правовые институты демократического государства, очень стары, большинство из них пришло из Средних веков, существенным образом не изменившись. Речь идет не о специфических чертах демократии, системах подсчета голосов или способах представительства, а о тех институтах, которые составляют представительную, исполнительную и судебную власть. Вопросы, как организовать суды и законное право собственности, взаимодействие правовой сферы с хозяйственной, образовательной, культурной сферами, решаются в основном так же, как и много лет назад или с небольшими изменениями, приспособленные к новым реалиям, но не изменениям всей системы государственных и правовых институтов.
Сегодня общество организовано таким образом, что властная структура больше не является властью одного лица - власть ныне реализуется посредством лиц. Это объективно предопределено тем, что хозяйственное развитие общества опережает развитие культурной и политико-правовой сфер. Вот почему власть сегодня определяется, цитирую американского социолога Толкотта Парсонса, как "способность принимать и навязывать решения, которые обязательны для соответствующих коллективов и их членов". Это объясняется большей, чем ранее, зависимостью власти от экономики. Потому каждый исторический процесс, а создание Союзного государства и есть именно такой процесс, является в каждый момент времени лестницей, ведущей как наверх, так и вниз, обусловленный в конечном счете возрастанием в обществе свободы и правды, уменьшением лжи и насилия. Это и есть путь современной демократии.
При этом следует учесть и то обстоятельство, что на протяжении двух последних столетий и монархическая Российская империя, и коммунистический Советский Союз, и капиталистическая Российская Федерация, и Беларусь являются объектами внешнего геополитического конфликта, преследующего известные стратегические цели: периферийный капитализм с утратой культурной и политической независимости. Мотивом для этого является противостояние Запада и США в Евразии усилению Китая и Индии. В этом случае контроль над Беларусью и Россией позволил бы Западу превратить оба государства в фактор сдерживания Китая и Индии в Евразии.
И поэтому вполне вероятно осуществление сценария перехвата власти, что мы и наблюдаем в последнее время в постсоветских республиках. Если предположить, что такая кампания может масштабно развернуться к выборам 2006 года (в Беларуси) и 2008 года (в России), то подготовительные кампании начнутся уже в 2005 году. При этом манипуляции массовым сознанием могут привести к внедрению в обществах активного недовольства и, как следствие, неприятия образования Союзного государства, а тогда ожидать положительные результаты референдумов по Конституционному Акту или иным документам вряд ли следует.
Время требует активных действий, такое требование сегодня относится и к подготовке, и принятию Конституционного Акта Союзного государства. Надо всегда помнить: только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.