26.04.2005 03:20
Власть

ЕС приближается к границам России

Переговорный процесс обретает новые географические оттенки
Текст:  Алексей Чичкин
Российская Бизнес-газета - : №0 (505)
Читать на сайте RG.RU

Похоже, Россия решила добиваться ускоренного вступления РФ в ВТО на условиях этой структуры, чтобы упредить таможенно-торговую конфронтацию с ближним зарубежьем, Восточной Европой и Турцией. Вероятно, за счет долговременных интересов большинства российских отраслей: как заявил в конце марта Герман Греф, "ключевым для решения большинства торговых вопросов является присоединение России к ВТО, что будет способствовать введению новых правил торговли". Это было сказано на встрече с комиссаром ЕС по торговым вопросам Питером Мандельсоном. Последний, воспринимая высказывание Г. Грефа как фактическое согласие РФ с требованиями ЕС и ВТО, ответил в должном ключе: "ЕС окажет содействие России в процессе присоединения ее к ВТО до конца 2005 года". Но могут ли такие реверансы устранить проблемы в треугольнике Россия-Евросоюз-ВТО?

"РБГ" давно отслеживает тему экономических взаимоотношений РФ с ЕС и переговоров по линии ВТО. Москва настаивает на четком юридическом оформлении "дорожных карт" и сроков их введения в действие. Тем временем, согласно долгосрочной программе ЕС "Друзья-соседи", к 2008-2012 годам с Евросоюзом будут ассоциированы, в частности, Украина, Молдавия и страны Закавказья, а сам ЕС будет включать Турцию и все государства Восточной Европы. Имеется информация и о том, что Украина может вступить в ВТО раньше России, причем со льготным статусом переходной экономики: это не позволит РФ вводить, например, антидемпинговые ограничения на украинские товары, услуги, рабочую силу или увеличивать цены на энергосырье для Украины. Эти меры не может принимать РФ и в отношении Армении, Грузии, Молдавии, Киргизии, имеющих в ВТО аналогичный статус.

Нелишне напомнить, что, согласно британо-американо-ватиканскому проекту "Дунайско-Карпатской" или "Балтийско-Дунайской конфедерации" 1943-1944 годов, к 1950-м годам в этом регионе должен быть создан таможенно-экономический и военно-политический блок, который будет ограничивать внешнеэкономические возможности теперь уже бывшего СССР, особенно в Европе. По многим причинам тогда это не получилось, но идея, похоже, без срока давности. Тем более, если учесть реанимацию ГУУАМа и недавнюю "Карпатскую декларацию" Украины и Грузии, провозглашающую, в частности, идею общерегионального экономико-политического пространства (в ближайшее время к этому документу планируют присоединиться Польша, Венгрия, Чехия и страны Балтии - члены ЕС и ВТО).

Что касается переговоров с ВТО, то они фактически перешли в русло двухсторонних переговоров России с большинством стран-членов. На таких переговорах обсуждаются, к примеру, российские пошлины или квоты на импорт большинства товаров и услуг: если Москва идет на уступки какой-либо "переговорной" стране, последняя соглашается одобрить вступление РФ в ВТО. Подчеркнем: ни одной стране-члену ВТО с рыночным статусом не приходилось при вступлении в эту структуру договариваться, например, с Бутаном или Гаити сугубо по двусторонним торговым проблемам.

Проще говоря, чем дольше идут двусторонние торговые споры России и чем больше стран делегируется от имени ВТО на переговоры с РФ, тем быстрее на ближних подступах к российской экономике созидается принципиально иной таможенно-экономический режим. Не исключено, что в ближайшие годы от имени ВТО с Россией будут вести переговоры Грузия, Армения, Украина, Молдавия, что способно окончательно разъединить "очаги" таможенно-торговой интеграции в СНГ.

Так, США недавно решили сохранить ограничения на импорт российских черных металлов, обвиняя эту продукцию в демпинге: это означает, что до урегулирования данного спора США - наиболее влиятельный член и, пожалуй, основатель ВТО - не согласятся на безоговорочное вступление РФ в эту структуру в рыночном статусе. Зато после одобрения Бразилией участия России в ВТО в этом статусе Москва резко ослабила ограничения на импорт мясных изделий и мяса птицы из Бразилии. Но антидемпинговые и другие ограничения на торговлю с РФ - главным образом на импорт российских несырьевых изделий - сохраняются в большинстве стран-членов ЕС, кроме Швеции, Финляндии и Дании. А сам Евросоюз, повторим, вплотную приближается к западным и южным таможенным границам России.

Наша справка

Доля ЕС во внешней торговле РФ достигает 40 процентов, а в иностранных капиталовложениях в экономику России - составляет почти 55 процентов.

По оценкам российских экономических ведомств, если расширение ЕС не будет сопровождаться компромиссами по экспортно-импортным тарифам и квотам, среднегодовой ущерб российской экономике, с учетом ассоциации с ЕС Украины, Молдавии и стран Закавказья (и вступления Украины, Молдавии и Азербайджана в ВТО в статусе стран "с переходной экономикой"), составит в текущих ценах от 250 до 400 миллионов евро.

Невозможность ограничений на импорт из Грузии, Молдавии, Киргизии и Армении - членов ВТО в статусе государств "с переходной экономикой, и из Украины, если она получит такой же статус в ВТО, обернется совокупным ущербом для экономики РФ в текущих ценах 100-135 миллионов евро за год.

Внешняя политика