Напомним, что эта неприятная история начала раскручиваться в январе нынешнего года перед стартом первого в сезоне турнира "Большого шлема" Открытого первенства Австралии. Министр спорта правительства французского сообщества Бельгии Клод Эрдекенс заявил, что допинг-тест Кузнецовой, взятый 19 декабря 2004 года во время показательного турнира в бельгийском Шарлеруа, выявил следы эфедрина. Этот препарат запрещен Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА). Он относится к группе стимуляторов центральной нервной системы. Однако руководство Женской теннисной ассоциации (ВТА) заявило, что эфедрин не входит в число препаратов, запрещенных для применения во внесоревновательных мероприятиях, к категории которых и относился показательный турнир в Шарлеруа, не включенный в официальный календарь ВТА-тура. Таким образом, Кузнецова продолжила выступления в соревнованиях, проводимых ВТА. Сама Кузнецова отрицала свою вину и утверждала, что эфедрин попал в ее организм вместе с противопростудным препаратом, который она принимала накануне игры.
- Я абсолютно уверена в том, что я чиста, так как система допинг-контроля в теннисе достаточно жесткая, - говорила она зимой.
На защиту Кузнецовой встал и президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев. Сразу после первого заявления бельгийского чиновника он сказал:
- Наших теннисисток мы регулярно проверяем сами. И ни разу не случалось такого, чтобы кто-то из россиянок проверку провалил. Да и вообще, в теннисе принимать допинг - занятие не то что глупое, а просто бесполезное с учетом того, насколько у нас длинный сезон.
Заступился за российскую спортсменку и исполнительный директор ВТА-тура Ларри Скотт, который назвал обвинения Эрдекенса "безответственными".
- Публичное заявление бельгийских спортивных властей о положительном допинг-тесте Кузнецовой является безосновательным, - сказал он. - Турнир, на котором была взята проба, не входит в теннисную антидопинговую программу. Бельгийские власти предварительно не сообщили эту информацию ни ВТА, ни Международной теннисной федерации (ИТФ). Все это лишь слухи, и комментировать их было бы безответственно.
Проба "Б" тогда так и не была исследована, и никаких санкций к нашей теннисной приме применено не было. Но шумный скандал явно сказался отрицательно на психологическом настрое Светланы. Как следствие поползли вниз и результаты. Желая окончательно снять с себя все подозрения, теннисистка сама настояла на проведении дополнительной экспертизы. Причем именно в Шарлеруа, где проходил турнир. И результаты этого анализа стали известны в минувшие выходные.
- Мы отправили замороженную капсулу в этот город, - сказал давний "знакомый" Светланы Эрдекенс. - Однако она была переправлена обратно в Гент, так как по правилам Всемирного антидопингового агентства оба теста должны проходить в одном и том же месте. В итоге этой процедуры были обнаружены следы эфедрина даже в большем количестве, чем в первый раз.
Это подтвердил и летавший по поручению ФТР в Гент директор Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков.
Ситуация зашла в тупик. С одной стороны, статус турнира в Шарлеруа не изменился. Стало быть, и не появилось причин пересматривать давнее решение о не наложении санкции на Кузнецову. Но, с другой стороны, доказанное употребление допинга - а положительный результат исследования двух проб - это абсолютно легитимный обвинительный документ, - грозит проштрафившейся спортсменке серьезным наказанием со стороны ИТФ. Какое решение примут теннисные чиновники - пока не ясно. Но ясно одно: спокойная жизнь явно не является ближайшей перспективой для Светланы Кузнецовой.