27.04.2005 02:00
Власть

Евгений Ясин: Чиновников послали учиться демократии

Чиновников послали учиться демократии
Текст:  Евгений Ясин (научный руководитель Государственного университета "Высшая школа экономики")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3756)
Читать на сайте RG.RU

Государство работает неэффективно, и это видно по той неуклюжести, с которой проводятся последние преобразования. Рост экономики замедлился, инфляция набирает обороты, что, несомненно, является прямым следствием снижения деловой активности бизнеса. И в отличие от того, что было в прошлые годы, мы услышали конкретные предложения, которые, по мнению президента, могли бы улучшить ситуацию.

Что касается экономики, то в основном все они, на мой взгляд, направлены на устранение конфликта между бизнесом и властью, который возник в последние годы в связи ситуацией вокруг "ЮКОСа" и налоговыми проверками в других крупных компаниях. Здесь крайне важной становится проблема, связанная с защитой прав собственности. Это прежде всего жесткое требование президента не тянуть с введением законодательных норм по сокращению исковой давности по приватизационным сделкам и по совершенствованию налогового администрирования. И, конечно же, предложение вернуть деньги, которые находятся за границей, на условиях уплаты с них 13 процентов налога. По этому пути уже прошли многие страны, например Казахстан, и получили хорошие результаты. Оправдает ли себя этот опыт в России? Пока сказать трудно, поскольку здесь, как говорится, Москва слезам не верит. Государству еще придется постараться, чтобы бизнес начал ему больше доверять. А это нелегко. Безусловно, послание президента внесет определенный вклад в решение этой проблемы, но я не ожидаю, что конфликт удастся исчерпать полностью. Во всяком случае, пока продолжается история с "ЮКОСом". Напомню, что накануне оглашения послания президента "дочка" "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаз" - предъявила своей бывшей материнской компании претензии на 11 миллиардов долларов. Это, конечно, расходится с тем тоном, который присутствует в послании президента. Но это и есть конкретные дела. И здесь очень важно, как будут разворачиваться события. Сегодня суд должен вынести приговор Ходорковскому. И от того, каким он будет, зависит дальнейшее самочувствие бизнеса в нашей стране. Он живет и работает в режиме реального времени, а не правильных слов и ожидаемых обещаний. Это к нему приходят с налоговыми проверками и начинают искать "скелеты в шкафу" трехлетней давности. Это ему предлагают заплатить деньги, чтобы не передавать дело в суд. Все это - повседневная жизнь нашего бизнеса. Он только и ищет, кому бы дать взятку. Говорят: не давайте. А как он тогда выживет? Вот такие авгиевы конюшни нам предстоит расчистить. До вчерашнего дня об этом говорили лишь в узком кругу экспертов и предпринимателей. Теперь дан сигнал к действию, что, на мой взгляд, является чрезвычайно важным. И пусть это пока только слова, но, сказанные главой государства в Послании Федеральному Собранию, они становятся (должны стать!) направлениями государственной политики.

Что этому может помешать? Как и раньше - бездействие нашей бюрократии, когда общественные интересы уходят на задний план, уступая место личным. Об этом тоже говорил президент. И предложил законодательно учредить в России институт парламентских расследований. Напоминаю, что эта идея давно находится в обороте, но до сих пор ей не давали ход. В парламентских расследованиях бюрократия видела ущемление своей всесильности и не стремилась вложить в руки законодательной власти столь мощный инструмент контроля над исполнительной властью. Отчасти и поэтому так слабо просматривается у нас разделение властей и один из основных демократических принципов по сути существует лишь формально. Похоже, мы попытаемся изменить ситуацию. О чем говорят и другие предложения президента, например, по корректировке процедуры выборов губернаторов. Президент сказал, что готов предлагать законодательным собраниям регионов в качестве кандидатов в губернаторы главу партии, имеющей большинство в местных парламентах. Это не что иное, как уступка общественному мнению, которое в значительной степени решение власти о назначении губернаторов не поддерживает. На мой взгляд, это тоже очень важно. Практически общественная дискуссия привела к тому, что власть наконец прислушалась к доводам оппонентов. Это результат нормального демократического процесса.

Второй шаг в этом направлении - "амнистия слова". То, что со свободой слова в России есть определенные сложности, ни для кого не секрет. Свободы "поболтать" хоть отбавляй. Но как только дело доходит до серьезных критических замечаний в адрес власти, даже конструктивных, пробиться с ними к обществу становится серьезной проблемой. И, безусловно, большой шаг вперед - решение предоставить оппозиции и всем ведущим партиям возможность выступать на федеральных телеканалах и в других СМИ. Впрочем, такое право формально они имеют и сегодня. Теперь, хочется верить, получат его де-факто. Это, на мой взгляд, принципиально новое слово в российской политике, которое Владимир Путин сказал впервые с того времени, как он стал президентом. Не в том смысле, что он не упоминал раньше о главных демократических ценностях. Но если "читать" их в контексте с тем, что происходило на самом деле, то становится ясно, что раньше мы в основном имели дело с возрастанием ограничений. А сейчас, пусть пока только декларативно, но все-таки заявлено, что государство намерено предпринять серьезные шаги для демократизации страны, причем по всем направлениям.

По сути это вызов бюрократии, монополизировавшей власть. Ведь что такое бюрократия? Это государственная служба, вышедшая из-под общественного контроля. Теперь, я надеюсь, должен начаться обратный процесс. Усиление роли парламента, расширение свободы слова, демократические выборы - как раз то, что нужно, чтобы бюрократы всегда чувствовали себя под пристальным оком общества. Насколько все это реально в нашей стране - покажет время.

Между тем

Есть в Послании президента предложение, которое затрагивает интересы 15 миллионов российских граждан. Речь идет о зарплате бюджетников, которая, по мнению главы государства, должна расти в 1,5 раза быстрее, чем инфляция. А через три года увеличиться в реальном объеме как минимум на 50 процентов. Предельно конкретное задание. Понятно, что оно не очень понравится минфину, поскольку есть опасность подстегнуть инфляцию. Но, с другой стороны, мы должны понимать, что ее можно сдерживать и другими методами. И не менее важно ликвидировать те диспропорции, которые возникли у нас на рынке труда и в обществе.

Другой вопрос: где взять деньги? К сожалению, об этом президент ничего не сказал. Как и о том, например, что мы будем делать с естественными монополиями, в частности, с "Газпромом". Я повторю свою старую идею, как найти средства для повышения зарплат и пенсий. Здесь мы могли бы значительно продвинуться вперед за счет газовой ренты через повышение внутренних цен на газ. Но при этом государство должно полностью компенсировать населению увеличение расходов на газ. Наверное, можно найти и другие пути. Главное, начать их искать. Иначе мы не сможем решить проблемы здравоохранения, образования, армии, проводить пенсионную реформу. И это будет продолжаться до тех пор, пока одним достаются все плоды экономического роста и нефтяного бума, а другие оказываются лишними на этом празднике жизни.

Позиция