28.04.2005 05:00
Экономика

Заменить льготы помешала политика

На отношение к монетизации в регионах больше влияет политика, чем экономика
Текст:  Екатерина Добрынина Татьяна Ефременко
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3757)
Читать на сайте RG.RU

Все повторяется. По итогам монетизации льгот эксперты сделали вывод: в масштабах России полностью (и даже наполовину) заменить льготы деньгами так и не удалось. Но как ни парадоксально, причиной тому вовсе не экономические факторы, не сила - слабость и бедность - богатство регионов. Как правило, дело в "субъективных факторах", в позиции властей, то есть в политике.

На дискуссии в Институте экономики города в очередной раз обсуждался "региональный аспект монетизации льгот". "Вместо монетизации есть немного измененная система натуральных льгот по категориальному принципу", - считает Анастасия Александрова, под чьим руководством эксперты подготовили объемный доклад и даже вывели "индекс монетизации" в регионах. В "передовиках" процесса к марту 2005 года оказались Тверская, Тюменская и Вологодская области и Татарстан, в "саботажниках" - Чукотка, Чувашия, Дагестан, Новгородская и Ульяновская области.

При этом, естественно, учитывался и "вес" льготы - одно дело 22 копейки при оплате радиоточки и совсем иное - проездной билет. Любопытно и другое. Эксперты сравнили желаемое и действительное - намерение регионов что-либо монетизировать в декабре 2004 года и реальные результаты к марту. Выяснилось, что сделали больше ожидавшегося Башкирия, Приморский край, Курганская область и Ямало-Ненецкий АО. Наоборот, отказались от слишком уж глобальных планов на этот счет Вологодская, Ленинградская и Сахалинская области. Может, повлияли массовые протесты граждан? - спросили себя эксперты. Выяснилось, что прямой зависимости тут нет.

Не сказались на итоговых результатах и экономические показатели регионов. Скорее, можно говорить о попытке регионов так или иначе выстроить отношения с центральной властью. Ту же Ленинградскую область, по мнению Лилии Овчаровой (Независимый институт социальной политики), "никто не похвалил" за монетизацию - и сразу последовал откат на прежние позиции. А протесты граждан стали хорошим уроком для политических партий и отдельных деятелей: если после пикета "невесть откуда" сваливаются 90 миллиардов рублей - надо запомнить и при случае повторить.

Одна из причин, по которой российское общество неприязненно отнеслось к монетизации льгот, убеждена Лилия Овчарова, - неожиданное неравенство "федеральных" и "региональных" льготников, раньше пользовавшихся практически одинаковыми правами. С ней вполне согласен Евгений Гонтмахер (Центр социальных исследований и инноваций), добавив, что в неравном положении оказались также льготники больших городов и малых - последние представляют собой чистой воды "забытый полк".

Положение граждан, обеспечивать льготами которых после принятия 122-го Закона обязаны регионы, действительно непростое. Всего насчитывается 11 категорий "региональных" льготников, причем, если три наиболее значительные из них (ветераны труда, труженики тыла и жертвы репрессий) удостоены вниманием властей, то с остальными (среди них малоимущие граждане и простые пенсионеры) в большинстве регионов все обстоит довольно непросто.

Главный вопрос, на который сейчас ищут ответ во многих регионах: компенсировать льготы деньгами или оставить их в натуральном виде? Судя по мартовским исследованиям Института экономики города, монетизация проводится активнее всего в регионах, не испытывающих особых материальных трудностей и при этом имеющих большой процент льготников от общей численности населения. Причем чаще всего компенсируются маловажные льготы. Жилищно-коммунальные услуги трогать не решаются практически нигде. Исключение составляет Татарстан: там имеющие право на льготы сначала платят за квартиру полную сумму, после чего половину этой суммы им возмещают из регионального бюджета.

А что лучше для самих льготников: льготы или компенсация? Да, возможность получить "живые деньги" для многих привлекательна. Однако специалисты опасаются, что, потратив деньги на текущие нужды, льготники могут отказаться, например, от необходимых лекарств. Но и оставлять натуральные льготы не имеет смысла. Ведь до принятия 122-го Закона 40 процентов ветеранов труда вообще не имели возможности использовать положенное им по закону, утверждает Лилия Овчарова. Поэтому зачастую выбор диктуется одним: спокойнее оставить натуральные необеспеченные льготы, чем задерживать компенсационные выплаты.

Население тоже относится к этой замене неоднозначно. Опрос 1600 человек в 46 регионах выяснил, что 42 процента россиян поддерживают монетизацию, 47 процентов - нет, остальные затруднились ответить.

Зарплата