28.04.2005 03:00
Власть

Путину и Лукашенко предложат провести военно-деловую игру

Министры обороны Беларуси и России по-военному четко представляют общие задачи
Текст:  Татьяна Щедренок (Минск - Москва)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №0 (212)
Читать на сайте RG.RU

Министр обороны Беларуси Леонид Мальцев на встрече еще раз обратил внимание на то, что военное сотрудничество с Россией носит для Беларуси приоритетный характер и играет определяющую роль в системе обеспечения национальной безопасности в военной сфере. Осуществляется оно в рамках Договора о создании Союзного государства, а также в формате Организации Договора о коллективной безопасности.

- Мы уже перешли от выработки теоретических положений к их конкретному воплощению, - сказал министр. - Все совместно принятые решения и программные документы нашли свое отражение в реальных делах. Сближение и унификация законодательств Беларуси и России в военной сфере, совместная военно-научная деятельность, обеспечение функционирования региональной объединенной группировки войск, подготовка военных кадров, военно-техническое сотрудничество, сотрудничество военно-воздушных сил и войск ПВО, выполнение международных договоров и соглашений в области контроля над вооружениями - это только часть эффективно реализуемых союзных направлений.

По словам министра, предметом внимания участников заседания были также и практические вопросы. В ходе их рассмотрения найдено полное взаимопонимание с российскими коллегами. Обсуждены предложения по принятию необходимых мер в интересах создания единой реально действующей системы обеспечения безопасности Союзного государства. Основные усилия органов военного управления Беларуси и России решено сосредоточить на практической реализации положений статьи 18 Договора "О создании Союзного государства", которые касаются проведения совместной оборонной политики и координации деятельности в области военного строительства. Совместной коллегией одобрены проекты предложений по разработке программ развития и реализации основ функционирования военной организации Союзного государства и совершенствования и содержания объектов военной инфраструктуры, которые планируется совместно использовать для обеспечения региональной группировки войск. Нашел поддержку и проект основ законодательства Союзного государства о воинской обязанности и военной службе. Принятые решения еще раз подтвердили, что военное сотрудничество между нашими странами имеет под собой стабильную основу и развивается, что очень важно, в практическом русле.

Свою точку зрения по поводу перспектив оборонного сотрудничества высказал и Сергей Иванов:

- Не все зависит только от военных. Существуют определенные юридические, финансово-экономические ограничители нашей совместной деятельности. Но то, что зависит от нас, поверьте, мы делаем и будем делать: и в плане развития региональной группировки войск, и в плане выполнения решений, которые принимались ранее и приняты сегодня. В последние годы все больше и больше внимания мы уделяем практическим, а не теоретическим вопросам нашего двустороннего сотрудничества. Очень приятна высокая оценка, которую дал Президент Беларуси проведенным недавно в рамках объединенной системы ПВО СНГ учениям, в которых были задействованы и российские самолеты дальнего радиолокационного обеспечения А-50. Мы убедились на практике, что эта система работает. Такие учения мы намерены проводить и в дальнейшем, параллельно совершенствуя объекты инфраструктуры, связанные с деятельностью и функционированием региональной объединенной группировки войск.

Журналистов интересовал вопрос: что на сегодняшний день представляет собой единая система безопасности Союзного государства?

- Эта система изначально должна подчиняться политическим решениям, - сказал Л. Мальцев. - Что мы, военные, можем сделать ради ее укрепления? Прежде всего разработать механизмы планирования и парирования возможных вызовов и угроз как России, так и Беларуси. Мы договорились, что предложим главам наших государств провести военно-деловую игру, которая поможет отработать этот механизм. Очень важное направление в укреплении двусторонней системы безопасности - эта разработка процедур согласования планов строительства и развития вооруженных сил. Мы должны понимать друг друга. И надо начинать с систем управления и обучения. Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос уточнения боевого состава региональной группировки. Эта группировка уже создана, а ежегодно проводящиеся совместные мероприятия ее совершенствуют. Однако нужно решить вот какую проблему: как эту группировку обеспечить, начиная с правовой базы и заканчивая материально-техническими вопросами.

В чем суть военно-технического сотрудничества двух оборонных ведомств? Л. Мальцев считает, что самое главное в военно-техническом сотрудничестве - модернизация уже имеющихся вооружения и техники и создание новых современных образцов.

- Чтобы предприятия военно-промышленных комплексов двух стран работали эффективно, нужно создать соответствующие правовые основы, - подчеркнул министр. - Кроме того, нам нужны новые образцы вооружения и техники. Какие тут приоритеты? В первую очередь, назову системы ПВО, разведки, радиоэлектронной борьбы и информационного обеспечения.

Впрочем, как отметили оба министра обороны, сотрудничество в военной сфере вовсе не означает копирование друг у друга моделей армейской структуры.

- Мы реалисты, - заметил С. Иванов. - Поэтому ведем речь об одинаковой защите прав военнослужащих в рамках региональной группировки войск. У наших стран разные законодательства. В Беларуси есть служба в резерве. У нас нет такого понятия. Зато в России существует понятие служба по контракту на должностях рядовых и сержантов. В Беларуси об этом речи пока не идет. На сегодняшний день мы хотим добиться одного: чтобы в случаях, когда наши военнослужащие действуют совместно, у них были одинаковые права и они были одинаково защищены в материальном, социальном и прочих отношениях.

Белорусский министр дополнил коллегу:

- Есть Конституция Российской Федерации, и есть Конституция Республики Беларусь. И мы ни в коем случае не ставим вопрос о том, чтобы каким-то образом вмешиваться во внутренние дела другого государства. Как сказал Сергей Борисович, речь идет лишь об участниках совместных оборонительных проектов.

Госуправление Минобороны