28.04.2005 03:00
Общество

Вячеслав Кантор: Помнить о Холокосте - жизненно важно

Текст:  Вячеслав Кантор (президент фонда "Всемирный форум памяти Холокоста")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3757)
Читать на сайте RG.RU

Откуда это беспамятство?

В советские времена о трагедии Бабьего Яра было принято молчать. Евреи были "виноваты" в том, что оказались невинными жертвами - "нескромно выпячивать" именно их! Поэтому произносились общие слова о "погибших советских людях", и эта полуправда была хоть и не оправданием, но циничным и оскорбительным замалчиванием Холокоста. Отдельные прорывы сквозь ватную стену молчания, например, знаменитое стихотворение Евтушенко "Бабий Яр" (Шостакович переложил его на музыку своей 13-й симфонии) воспринимались как глоток воздуха для отравленных выхлопами лжи легких. Прекрасно помню, что такой была реакция отнюдь не только евреев, но и интеллигентных русских людей, людей других национальностей, которых точно так же унижала эта "ложь по умолчанию".

Но сейчас времена изменились. В Бабьем Яру стоит памятник, ежегодно там молятся о погибших, происходят митинги, почти всегда с участием президента, других высших должностных лиц Украины. Чем же объясняется это беспамятство?

Видимо, все правильные слова "протекают мимо ушей", не задевая душу: молодые люди также спокойно и равнодушно забывают то, что они слышали про Бабий Яр, про Холокост, как забывают они почти все, что им "вдалбливают" в школе. Память эмоциональна. Человек "актуально помнит" не все, что слышал когда-то, чему его учили (это просто невозможно), а то, что ему интересно, важно, приятно. Не зря говорят, что культура - это то, что остается в сознании, когда конкретные факты забыты. И вот, видимо, понятие о Холокосте не остается в сознании огромной массы людей, не входит в их "культурный мир".

Должен сказать, что Холокост - далеко не единственный пример исторического беспамятства, равнодушия к чужим страданиям. Точно так же мы часто видим "каменное равнодушие" мира к геноциду армянского народа в 1915 году. А что сказать о том, что большинство человечества имеют совершенно искаженные представления о самой Второй мировой войне - ведь за пределами стран бывшего СССР и еще некоторых государств, помнящих историю "на собственной шкуре", огромные массы молодых (и немолодых) людей уверены, что война вообще шла между США и Англией, с одной стороны, и Германией - с другой. А уж о решающей роли Советского Союза и о его непомерных жертвах в этой войне люди тем более не знают. К сожалению, это не только результат "естественного равнодушия", но и плоды вполне определенной пропаганды времен "холодной войны".

Конечно, евреев ранит, оскорбляет, а подчас и пугает накопившееся в массовой культуре равнодушие к Холокосту. Но понятно и то, что как сам Холокост, так и отношение к нему - далеко не только (а может быть, и не столько) "еврейский вопрос". Эта проблема имеет общий для всего человечества характер.

Как известно, одна из самых знаменитых картин Гойи называется "Сон разума рождает чудовищ". К "сну памяти" это относится тоже в полной мере. Игра в футбол на чужих костях не просто бестактна и безнравственна - как всякое по-настоящему безнравственное дело, она смертельно опасна. И в том числе для самих игроков тоже.

Общеизвестно, что воспитание терпимости, толерантности к "чужим" является одной из самых важных проблем в наступающем веке. Если это чувство не будет выработано в самых широких массах, по сути дела - у каждого жителя Земли, нашу цивилизацию, в условиях неизбежного и все нарастающего смешения народов, ожидает череда неразрешимых конфликтов. Ксенофобия сегодня занимает такое место, как геополитические амбиции в ХХ веке. Тогда эти безумные геополитические амбиции Германии (борьба за "расширение жизненного пространства") привели к двум мировым войнам. Сегодня ксенофобия - исходящая и от больших, и от малых народов, от представителей всех конфессий и культур, - может обернуться "войной всех против всех" в любом многонациональном государстве. А других в мире очень скоро не останется.

Поэтому жизненно необходимо опять и опять показывать, напоминать, разъяснять - на самом страшном примере, какой есть в истории человечества, на примере Холокоста - чем заканчивается национальная нетерпимость, к какому "окончательному решению" она с логической неизбежностью приводит.

Вопрос в том, как, какими средствами это лучше всего, эффективнее всего, эмоциональнее всего делать? Огромный, решающий вклад вносит, конечно, мировое искусство, такие картины, как "Список Шиндлера", "Пианист", "Жизнь прекрасна" и многие другие. В этой работе участвует и будет участвовать и Всемирный Форум Памяти Холокоста. Он был образован в дни, когда отмечалось 60-летие освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау. О согласии дать свой патронат форуму заявили, в частности, президенты Израиля и Польши. Есть все основания думать, что президенты России и Украины также примут в нем участие. Следующий форум состоится в октябре 2006 года - в 65-ю годовщину расстрелов в Бабьем Яру.

Но, разумеется, важны не только крупные собрания с участием глав государств, министров и т.д. В сущности, подобные собрания полезны лишь одним - они демонстрируют политическую волю лидеров мирового сообщества "не дать забыть". Постоянная же кропотливая работа, "стежок за стежком", должна вестись прежде всего в школах. В частности, этим занимается и Европейская образовательная программа для учителей о Холокосте и его уроках, организованная в рамках Всемирного Форума Памяти Холокоста.

Будем смотреть открытыми глазами - забвение чужого горя, равнодушие к чужим страданиям - одна из неизбежных особенностей человеческой натуры. Пусть это плохо, но это так, а переделать природу человека - столь же распространенная, сколь безнадежная утопия. Не надо ставить перед собой бессмысленные задачи. Но вполне реальна и абсолютно конструктивна другая задача - напоминать и неустанно объяснять людям, в том числе на примере Холокоста, чем могут обернуться лично для них и их близких такие распространенные и почти "инстинктивные" явления, как национализм, бытовая ксенофобия и желание отстоять "естественные преимущества" своего племени перед другими племенами.

Социология