Совещания же на эту тему, которые проводят в Кремле перед написанием нового обращения, как правило, предпочитают не "светить" - не то, чтобы сказать было нечего, просто трудное это дело - измерить степень воплощения в жизнь идей главы государства.
Раньше в президентском Послании всегда присутствовал раздел, посвященный итогам работы за предыдущий год. Но поскольку второе Послание подряд рассчитано на десятилетие вперед, необходимость в оценке промежуточных действий отпала. Однако это не означает, что проконтролировать исполнение последнего Послания Владимира Путина можно будет только через несколько лет. Во-первых, оно все-таки содержит ряд конкретных указаний, несмотря на то, что авторы пытались уйти от его излишней детализации. А во-вторых, идеологический характер Послания позволяет соотносить любое действие власти с теми установками, которые в понимании Владимира Путина и являются базовыми ценностями общества и власти. "Свобода и демократия - это те базовые ценности, только на основе которых возможно дальнейшее развитие нашего общества. И идея о том, что нынешнее Послание президента Федеральному Собранию должно быть нацелено именно на приверженность этим ценностям, шла непосредственно от самого президента", - сказал глава администрации Дмитрий Медведев.
"Если идеи, заложенные в Послании, не будут выполняться, это будет худшей его дискредитацией", - подчеркнул Медведев.
Де-юре работа по выполнению Послания президента еще не началась. Чиновникам мало прослушать задачи, озвученные президентом. Им необходимо получить официально текст Послания Владимира Путина. После этого правительство выпускает специальные поручения, которые уже воспринимаются министерствами и ведомствами как руководство к действию.
Де-факто и в правительстве, и в Госдуме, и в кремлевской администрации уже вовсю обсуждают, как исполнять президентское Послание. Проще обстоят дела с теми тезисами Владимира Путина, над которыми, по сути, уже начали работать еще до 25 апреля.
Налоговое администрирование
Владимир Путин довольно жестко высказался по поводу налоговых органов, буквально запугавших всю предпринимательскую среду. Сегодня на заседании правительства будут рассматриваться вопросы совершенствования налогового администрирования. Наибольшее недовольство бизнеса вызывают так называемые повторные налоговые проверки - когда правильность уплаты налогов за определенный период налоговые органы могут проверять по нескольку раз. В документах минфина, представленных к сегодняшнему заседанию правительства, предлагается установить, что "выездная налоговая проверка одного налогоплательщика не может проводиться более двух раз в течение одного календарного года". Предельный срок проведения такой проверки - два месяца. Но его продолжительность может быть и увеличена в связи с проведением встречных налоговых проверок или экспертизы, но не более чем на два месяца. Решение о продлении налоговых проверок должно приниматься вышестоящим налоговым органом. Основанием для проведения повторной выездной проверки могут стать либо ликвидация организации, либо решение суда.
Источники "РГ" тем не менее считают, что суды не должны заниматься вынесением решений по этому поводу. В конце концов число повторных налоговых проверок не так велико. Просто эти дела вызывают большой резонанс из-за того, что проверяют по второму кругу, как правило, крупный бизнес. Другие источники "РГ" считают, что "судебное вмешательство" в налоговые "разборки" - дело хорошее, но только в том случае, если судебная система, как советовал ей президент в своем Послании, станет по-настоящему независимой и перестанет "играть" либо на стороне государства, либо на стороне тех или иных бизнесменов.
О реструктуризации налоговой задолженности предприятий, о которой говорил Владимир Путин, в правительстве написать еще не успели. Но минфин предлагает для начала изменить порядок отсрочек по уплате налогов и сборов: увеличить с 6 месяцев до года отсрочки, предоставляемые налоговыми органами предприятиям. А правительство получит право предоставлять отсрочку по уплате налогов на срок до 3 лет.
Исковая давность
Владимир Путин еще на встрече с представителями крупного бизнеса обещал уменьшить срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. В своем Послании президент критиковал правительство за то, что до сих пор нет никаких документов на эту тему. Не будет их и сегодня. Сначала в правительстве никак не могли определиться, в какой кодекс - Гражданский или Уголовный - вносить изменения по сокращению срока давности. Источники "РГ" уверяют, что достаточно подкорректировать Гражданский кодекс, так что, судя по всему, президент все-таки получит "и ответ, и привет" от кабинета министров.
Налог на наследство
Отмена налога на наследство, к которой призывал Владимир Путин - самая простая по методам осуществления мера. Единственное, с чем правительству придется столкнуться - это с поиском источника возмещения потерянных от его отмены средств.
Легализация капиталов
В своем Послании президент сознательно не стал употреблять термин "амнистия капиталов", поскольку он предполагает изначальное позиционирование тех, кто решится на легализацию, как людей, имеющих проблемы с законом. Владимир Путин предложил заплатить 13 % налогов в обмен на вывод из тени накопленных средств. Как это провести технически, правительству еще только предстоит придумать. Источники "РГ" пока не определились, должен ли появиться отдельный нормативный акт, или же легализацию капиталов надо узаконить путем внесения поправок в Налоговый кодекс. Вообще, легализация капиталов - довольно трудная и, в общем-то, неоднозначная мера. С одной стороны, это хороший сигнал инвесторам, по определению желающим смягчения налоговой политики, а также мера по предотвращению бегства капитала. С другой стороны, как говорят источники "РГ", Россия не хотела бы получить на выходе деньги, полученные преступным путем и уж тем более - от продажи оружия и наркотиков. Но тем не менее многие страны прибегали к этой мере (последней в этом ряду была Италия). Денег собирали не так уж и много (в той же Италии - около 1,5 млрд. евро), но бизнес начинал доверять государству.
Зарплата бюджетников
Задачу по увеличению зарплаты в 1,5 раза бюджетникам к 2008 году в отличие от налоговых инициатив правительству удастся выполнить гораздо легче. Еще до Послания кабинет министров одобрил трехлетний финансовый план, в котором было заложено увеличение социальных расходов и в их числе - рост зарплат бюджетников. По словам источников "РГ", для финансирования этого процесса правительству не потребуется залезать в Стабилизационный фонд.
Борьба с бюрократией
Пожалуй, это самая труднодостижимая цель. С бюрократией наша страна борется из года в год, и из года в год проигрывает в этой схватке. Что касается выбора модели поведения бюрократа, то это - все равно на совести каждого отдельно взятого чиновника. Хотя есть и административные методы, которые по задумке реформаторов, должны были "цивилизовать" бюрократию как класс. Речь идет об административной реформе, о которой неоднократно говорил президент в своих посланиях, и которую попытались провести в прошлом году. Результаты ее оказались не столь эффективными, как предполагалось. "Не хотелось бы праздновать 10-летие начала проведения административной реформы", - сказал высокопоставленный источник "РГ". Новая система, по словам того же источника, порождает гораздо больше проблем, чем решает. Но тем не менее возврата к прежней модели не планируется. Хотя (в рамках умения признания своих ошибок) идея сокращения заместителей министров до двух человек в ближайшее время, по данным "РГ", может быть пересмотрена. "В ряде министерств распределение обязанностей замов между департаментами закончилось крахом", - сказал источник.
Не слишком отлаженным выглядит и взаимодействие ряда министерств и вверенных им агентств и служб, в том числе и по причине кадровой несовместимости. И, по данным источников "РГ", в ближайшее время можно ожидать проверки на соответствие своим должностям отдельных руководителей правительства.
Другим инструментом борьбы с бюрократией может стать и принятие закона об информационной открытости. Этот документ - о порядке предоставления информации гражданам - давно разрабатывается в минэкономразвития и почти готов. Но он, по данным источников "РГ", пополнится еще и пассажем о том, что не только исполнительная, но и законодательная власть будет обязана предоставлять информацию.
Парламентское расследование
Каждое "поколение" Госдумы мечтало о праве проводить парламентские расследования. Время от времени мечты эти воплощались в реальные законопроекты - один из них в прошлом депутатском созыве прошел первое чтение, но так и не стал законом. Аргументы большинства, которые не поддерживали не столько саму идею парламентских расследований, сколько расширительное ее понимание, сводились к тому, что Дума не может заменять собой правоохранительные и контрольные органы. Теперь депутаты поменяли точку зрения.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев считает принятие закона о парламентских расследованиях необходимым: "В самое ближайшее время мы получим новую форму взаимоотношений ветвей власти - исполнительная власть получит непредвзятый контролирующий орган в лице парламента". Председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин предложил от комментариев быстрее переходить к делу. "В Госдуме активизирована работа по выработке закона, прописывающего процедуру парламентских расследований", - заявил он. По его словам, думские законники "договорились с одним из авторов принятого в первом чтении законопроекта депутатом Николаем Гончаром 11 мая провести рабочую встречу по данному вопросу". Так что с этой мерой депутаты тянуть не собираются.
Порядок избрания губернаторов
Судя по реакции зала, прослушавшего предложение Владимира Путина избирать губернаторов из числа сторонников победившей на местных выборах партии, эта идея особого энтузиазма не вызвала. Тем не менее высокопоставленные источники "РГ" считают, что это предложение имеет большой потенциал, хотя, по идее, президент и ограничивает свои возможности по подбору кандидатур на пост региональных лидеров. Впрочем, по словам источников "РГ", губернатором может стать даже не столько лидер регионального отделения партии, по определению являющийся политической фигурой, а любой сочувствующей партии-победителю, способный договориться с местной элитой. Возникает, правда, проблема так называемых губернаторских блоков, которые создаются специально под выборы в местные законодательные собрания. Но нельзя исключить, что блокироваться таким способом запретят на законодательном уровне.
Свобода слова
Равный доступ всех победивших на думских выборах сил к телеканалам получил, естественно, одобрение даже таких заядлых критиков послания, как Геннадий Зюганов. Для того чтобы его реализовать, требуется внести поправки в Закон об Общественной палате, комиссия которой и будет распределять эфирное время, возможно, в зависимости от числа голосов, отданных за ту или иную партию. Их лидеры уже высказали свои пожелания, сколько времени они хотели бы потратить на свои выступления. Владимир Жириновский готов ограничиться тремя минутами, Дмитрию Рогозину достаточно получаса в неделю. Но проблема не в готовности политиков выступать перед телеаудиторией, а в желании последней слушать партийцев. Если создавать общественное телевидение, то 300-500 миллионов долларов, необходимых для его нормального функционирования, лягут на плечи налогоплательщиков, которые вряд ли предпочтут полит-шоу мыльным операм. Достаточно посмотреть рейтинги передачи "Парламентский час". Запускать же еще один частный канал, который будет существовать на рекламные деньги, - это уже совсем другая история. Видимо, над этим предстоит подумать Общественной палате.