28.04.2005 02:00
Общество

Работа в школе становится аномалией

Нагрузки учителей непомерны, а зарплата мизерна
Текст:  Светлана Биткина (Владимир)
Российская газета - Верхняя Волга: №0 (3757)
Читать на сайте RG.RU

А вот в образовании, в отличие от промышленности, такое реально. Судя по данным статистики, переработки педагогов во Владимирской области приближаются к 100 процентам. Размер ставки, определяемый  18 часами нагрузки в неделю, составляет в зависимости от разряда 1600 – 2200 рублей. А средняя заплата в этой сфере около 4 тысяч рублей.

– Даю по 7 – 8 уроков ежедневно. Плюс внеклассная работа: городские, районные, внутришкольные соревнования, подготовка к ним. Я пока молодая, а вот моему напарнику за пятьдесят. Говорит, что чувствует постоянную физическую усталость. Да на две ставки работают почти все мои коллеги, – уверяет учитель физкультуры владимирской школы № 2 Марина Харитонова.

– Знаю учителей, ведущих по 40 часов. Это страшная нагрузка! Работа – на износ! – оценивает ситуацию председатель обкома профсоюзов работников образования Лидия Кирячкова. – Даже опытный специалист не может дать 20 – 22 урока в неделю без ущерба для здоровья и качества. А сейчас средняя нагрузка 27 – 28. Но я не встречала учителя, который бы не мечтал работать норму.

Как горько шутят сами учителя, на одну ставку кушать нечего, а на две – некогда.

– Поднимая эту проблему, можно принести педагогам больше вреда, чем пользы. Школы так давно капитально не ремонтировались, что сегодня нужны огромные  вложения в материальную базу. В этих условиях зарплата учителя – на последнем месте. Содержание образования ложится на муниципальный уровень. Как бы нам не срезали ставки еще, – не скрывает своей тревоги авторитетный в области педагог, директор лицея-интерната № 1 Павел Ширяев.

Известно, что в восьмидесятые годы нагрузка на учителей областного центра и крупных городов областного подчинения не превышала 20 – 22 часов в неделю. Страдали от перегрузки в основном сельские районы, менее привлекательные для выпускников педвузов. Сегодня тяжело везде. Дефицит кадров существует и в деревне, и в городе.

Директор департамента образования администрации области Михаил Корешков не намерен смягчать проблему:

– Нехватка педагогов увеличивается с каждым годом. Если в ближайшие 2 – 3 года не произойдет кардинальных изменений, отсутствие педагогических кадров будет одной из самых страшных бед в России.

Действительно, работа в школе становится аномалией. До нее доходят единицы выпускников. В основном это те, кто возвращается в свое родное гнездо, где им привили уважение к педагогическому труду. Но и они, поработав год, бегут. Мотив один: любимая профессия не может прокормить.

Заслуженный учитель России, директор владимирской школы № 32 Нина Червякова посчитала вес учительской зарплаты в батонах. И получила удручающий результат. В начале своей педагогической карьеры в 1975 году она получала 145 рублей и могла купить на свою зарплату 580 батонов. Сейчас, чтобы купить такое количество хлеба, начинающий учитель должен получать 4640 рублей.

Но к этому уровню и близко не подходит даже самый высокий разряд в образовании – четырнадцатый. Ну, а педагоги, имеющие с восьмого по одиннадцатый, где ставки ниже прожиточного минимума, при отсутствии перегрузок обречены на нищету.

– До глубины души обидно такое отношение к нам. Оклейщик обоев получает за час работы больше, чем учитель! – говорит Нина Григорьевна.

Существует механизм, который позволяет увеличивать зарплату за заведование кабинетом, классное руководство, проверку тетрадей до 25 процентов от тарифной ставки. Но школьное руководство признает, что в условиях муниципального финансирования он работает очень слабо.

– Материальные стимулы зависят от состояния местного бюджета. С 1 января произошло повышение ставки, и сразу же снизился надтарифный фонд. За классное руководство доплачивалось 19 процентов, сейчас 16, – делится завуч сельской школы из Суздальского района, пожелавшая остаться инкогнито. 

Все знают: урок – это лишь малая часть учительской нагрузки. Плюсуйте сюда классное руководство, методическую работу, педсоветы, совещания, занятия с отстающими, посещения учеников на дому… Но фактически оплачиваются только 18 часов уроков.

В таком случае можно ли осуждать учителя, отказывающегося заниматься дополнительно с ребенком, который пропустил уроки из-за болезни? За это ему не платят. Или наказывать тех, кто с прохладцей относится к ежедневной проверке пачек тетрадей? Ведь такую мизерную оплату труда сегодня еще поискать – 200 рублей в месяц при ставке в 2 тысячи рублей!

– Выход я вижу в повышении уровня оплаты труда учителя, – считает директор департамента образования администрации Владимирской области Михаил Корешков. – Область ввела 10-процентную прибавку к окладам учителей. Выпускникам педвузов, поступившим на работу в школу, присваивается не восьмой, а девятый разряд. А тем, кто закончил курс наук с красным дипломом, сразу – десятый. Но какие бы потуги мы не делали, принципиально решить проблему на местном уровне за счет внутренних резервов не получится. Требуются инвестиции в учителя. Считаю, что сегодня в стране для этого есть все возможности.

Но речь не только об объеме, но и о механизме. Действующая тарифная система, когда учителю платят только за урок, а большая часть его труда остается в тени, неоцененной, себя изжила. Необходимо переходить на систему ставок, когда день учителя делится на зоны: урок, внеклассная, методическая работа. Каждая соответственно оплачивается. Такой опыт существует.

Образование Владимир Центральная Россия