Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений, доктор исторических наук:
- Думаю, что президенту Путину удалось решить те задачи, которые он ставил перед поездкой на Ближний Восток. Вряд ли глава России серьезно предполагал, что сможет добиться какого-либо прорыва в решении израильско-палестинского конфликта. Сегодня все планы урегулирования базируются на одном и том же документе - "Дорожной карте". Воздействовать на стороны конфликта достаточно трудно - практически ни у кого из международных посредников нет для этого достаточного кнута и пряника. Поэтому единственное, что мог сделать Путин в этой ситуации, - выдвинуть идею созыва в Москве осенью международной конференции по Ближнему Востоку. Однако не думаю, что Израиль на это пойдет. Но в смысле пиара для России такое предложение - выигрышный ход.
Второй вопрос, который, несомненно, обсуждался во время визита, - поставки российской военной техники в Сирию. В Тель-Авиве обеспокоены, что это оружие может попасть в руки террористов, которые действуют на территории Палестинской автономии. Поэтому не исключено, что Путин постарается успокоить израильского премьера Ариэля Шарона относительно этих поставок. Точки зрения России и Израиля по этому вопросу вряд ли удастся согласовать, но из-за поставок российских ракет Дамаску скандала не будет.
Третья задача, которую ставил российский президент, - наладить отношения с арабами. В этом смысле визит Путина в Египет был очень полезным для восстановления прерванного после распада СССР диалога с Каиром. Это касается не только политических, но и экономических, и технологических вопросов сотрудничества. В этом смысле визит в Египет - наиболее удачная часть ближневосточного турне Путина.
Что касается переговоров с палестинцами, то здесь прорыва ждать не следует. С главой автономии Махмудом Аббасом будут обсуждаться конкретные экономические и социальные аспекты сотрудничества.
Все же я думаю, что главная цель визита российского президента на Ближний Восток, как говорят американцы, - "показать флаг". Продемонстрировать, что мы остаемся великой державой, способной играть важную роль в мировой политике.
Михаил Маргелов, глава Комитета Совета Федерации РФ по международным делам:
- Визит президента России Владимира Путина на Ближний Восток - в Египет и Израиль - демонстрирует новые подходы России к внешней политике в этом регионе. Сегодня Россия не отдает видимого предпочтения какой-либо одной из сторон давнего ближневосточного конфликта. Будучи членом "квартета" по мирному урегулированию, стремится играть посредническую роль, уделяя равное внимание отношениям с арабским миром и Израилем. Эта позиция отвечает тому, что на языке нашего МИДа именуется "многовекторностью", и позволяет России сохранять субъектность в традиционном для своей внешней политики регионе.
В Египте стороны обсудили круг вопросов, которые затрагивают и российско-египетские, и общие ближневосточные проблемы. И Россия, и Египет заинтересованы в построении содружества мирных и демократических государств на Ближнем Востоке.
При этом главы государств сошлись во мнении, что демократизация извне без учета национальных традиций и особенностей стран не даст эффекта.
Действительно, в мире и без того уже много "фасадных" демократий. И именно по поводу методов демократизации у Москвы и Вашингтона возникают периодически разногласия.
Визит президента Путина в регион укрепляет ближневосточный антитеррористический блок, сложившийся в последние годы. Среди задач визита в Израиль - убедить руководство этой страны, что военно-техническое сотрудничество России с ближневосточными государствами не нарушает баланс сил в регионе. Так, поставка некоторых видов военной техники Палестине направлена на стабилизацию ситуации в автономии, а не на поддержку противостояния.
Президент Путин выступил с инициативой проведения в Москве конференции по Ближнему Востоку. Нельзя согласиться с утверждениями Израиля и США, что сегодня эта конференция неактуальна.