- Что читаете?
- За последний год прочел множество русских мемуаров. Очень поучительно следить за тем, как в России на стыке XIX и XX веков складывалось общество. Для нормальной жизни, помимо гражданских институтов (прежде всего - судебного), необходимо то, что скучно называется общественным мнением. Оно порождает общественный этикет, тогда честь и достоинство становятся не личным делом каждого, а социальным обиходом. Что и называется - цивилизация. Это начало складываться в России. Не успело. Не сложилось до сих пор.
- Что вы имеете в виду?
- Высокопоставленному мошеннику ставят условием уход добровольцем на фронт, иначе публичное разоблачение - и он подчиняется. Или более бытовой и приземленный, и оттого более убедительный пример. Офицеры-гвардейцы обязаны были знать жен однополчан в лицо, потому что, встретив в обществе сослуживца с женщиной, обязательно нужно было подойти, если это жена, и ни в коем случае - если нет. Важнее всего здесь то, что речь не о деликатности, а о железном правиле, тем более нерушимом, что неписаном. Даже не смешно - настолько немыслимо - пробовать перенести эти ситуации в дальнейшую Россию, вплоть до нынешнего дня.
- Каковы ваши творческие планы?
- Потихоньку пишется новая книжка. Готова будет, надеюсь, к концу года. Я вообще-то не тороплюсь с писанием и изданиями, а сейчас еще и занят больше обычного. Снимается телеверсия одной из моих предыдущих книг - "Гений места". Только в этом году мы со съемочной группой выезжали в Италию, Турцию, Испанию, Аргентину и Мексику. Собираемся в Штаты.