Россия не могла не отреагировать соответствующим образом. Вчерашняя пресс-конференция помощника президента Сергея Ястржембского должна была быть посвящена предстоящему саммиту Россия - ЕС. Ястржембский, однако, счел необходимым начать с вопроса об "оккупации". И расставил соответствующие акценты.
"Вряд ли вообще уместно говорить применительно к событиям того времени, используя термин "оккупация", - заявил он на пресс-конференции, состоявшейся в Москве.
"Если оставаться на почве применения этого термина в международном праве и исходя из фактов истории, невозможно не сделать вывод, что об оккупации не может идти речь", - убежден Ястржембский.
По его оценке, "ввод войск осуществлялся на основании договоренностей и с ясно выраженного согласия существовавших тогда в республиках правительств и властей, как бы к ним ни относились сегодня".
Тогда, отметил помощник президента, "СССР не находился в состоянии войны и не вел боевых действий на территории трех балтийских государств, поэтому о слове "оккупация" нельзя вести речь".
Кроме того, по мнению Ястржембского, "надо вспомнить о том, что в 1990 году национальные власти трех балтийских государств самостоятельно приняли решение о выходе из СССР".
Сергей Ястржембский назвал "вызывающим удивление" заявление еврокомиссара от Германии Гюнтера Ферхойгена о необходимости для развития отношений России с ЕС признания факта оккупации Советским Союзом стран Балтии.
Это заявление "сделано в неудобное и в неурочное время. Накануне выдающейся исторической даты и выглядит диссонансом по отношению ко всем остальным заявлениям, сделанным руководством ЕС", - уверен Ястржембский. "Если следовать логике еврокомиссара от Германии и подвергать легитимность властей 90-х годов сомнению, следующим шагом станет вопрос о легитимности образования сегодняшних независимых Литвы, Латвии и Эстонии", - указал он.
По его мнению, "чрезмерное педалирование темы расхождений в исторических оценках прошлого на сегодняшний день показало всю свою неактуальность".
Как утверждает помощник президента, заложником такого подхода является в некоторых вопросах и отношение между Россией и ЕС в целом. В качестве примера Ястржембский привел неоформленную до конца, несмотря на желание России, границу между РФ и Евросоюзом.
Он также отметил, что заявление еврокомиссара Ферхойгена привлекло к себе внимание и в Брюсселе. В частности, на него отреагировал пресс-секретарь комиссии европейских сообществ (КЕС), которому был задан аналогичный вопрос в Брюсселе.
По оценке Сергея Ястржембского, "смысл высказывания пресс-секретаря КЕС состоит в том, что Евросоюз ориентируется на решение сегодняшних и перспективных задач в отношении России, придает им возрастающее значение".
Отвечая на вопрос журналистов, не усложнило ли вхождение государств Восточной Европы и Балтии в ЕС отношения Союза и России, Ястржембский подчеркнул: "Зачастую представители этих стран проецируют свой исторический опыт на отношения Евросоюза и России в целом, пытаясь навязать ЕС свой взгляд на историю и свои рецепты взаимоотношений с Россией".
В этой связи Ястржембский считает, что "какое-то время будет потрачено, в том числе и внутри ЕС, на выработку единой оценки исторического прошлого".