07.05.2005 05:00
Власть

Интервью Владимира Путина накануне встречи с Джорджем Бушем

Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3765)
Читать на сайте RG.RU

Среди десятка запланированных в рамках празднования 60-летия Победы личных встреч Владимира Путина с главами других государств, несомненно, можно выделить одну ключевую - беседу с Джорджем Бушем.

 

Накануне российско-американского саммита оба президента давали интервью, с которых фактически и началась их полемика. За заочной дискуссией в преддверии очной встречи следила "РГ". Предлагаем отрывки из их интервью, начиная с высказываний Владимира Путина:

О прибалтийских странах

"По сути прибалтийские страны были как бы "разменной картой" в большой мировой политике. И это, конечно, трагедия этих народов - об этом нужно сказать прямо.

Понимая чувства народов прибалтийских стран, я тем не менее не могу согласиться с тем, чтобы сегодня не по своей воле, а по воле судьбы оказавшиеся там люди других национальностей, русскоязычное население, не пользовались в полном объеме правами, которые предоставляются всем людям, проживающим на европейском континенте, чтобы они чувствовали себя людьми второго сорта, чтобы 450 тысяч русскоязычных граждан, проживающих в Латвии, допустим, имели какие-то квазидокументы, в которых в разделе гражданство написано "не гражданин", а в некоторых документах пишут - "чужак". Как это можно сопоставить с сегодняшними стандартами гуманитарного права?

В Южной Македонии, где проживают 20 процентов албанского населения, с помощью ОБСЕ, Совета Европы принято правило, что они имеют право представительствовать в органах власти и управления, в том числе и в полиции, - для 20 процентов.

И второе. По поводу подходов, сложившихся в нашей стране к договоренностям в отношении балтийских государств 1939 года. В 1989 году высший представительный орган Советского Союза осудил их. Прямо так и записал: "Осуждаем эти договоренности между Сталиным и Гитлером и считаем, что это личное, противоречащее интересам советского народа решение Сталина". Это все уже сделано, просто нужно посмотреть правде в глаза и прекратить спекуляции.

Мы предложили им (лидерам прибалтийских стран. - Ред.) приехать, мы всем им предложили заключить соглашение по границе. Мы готовы на любое сотрудничество по любому вопросу. Мне представляется, что исходя из внутриполитических соображений некоторые силы пытаются спекулировать на этих проблемах для того, чтобы решать свои текущие внутриполитические задачи. Я, честно говоря, ничего другого здесь не вижу, потому что единственное, что мы слышим, это то, что наша страна должна признать неправомерность этих решений и осудить их. Я хочу еще раз повторить: мы это уже сделали. Мы что, должны это делать каждый день, каждый год? Это просто бессмысленное дело!"

О постсоветском пространстве

Нас беспокоит только дестабилизация на постсоветском пространстве. Нельзя этого допускать, потому что государства на постсоветском пространстве еще, знаете ли, довольно хрупкие, с неоформившимися как следует государственными структурами. Можно добиться такой ситуации, от которой вся Европа будет вздрагивать потом. Посмотрите, что в Киргизии происходило. Нельзя поощрять никого к внепарламентским формам борьбы. А кто это делает? Посмотрите, проанализируйте сводки основных мировых агентств, посмотрите программы основных мировых каналов, все станет понятно.

На постсоветском пространстве мы не можем работать с оппозицией. Стоит нам только за спиной действующей власти начать работать с оппозицией, мы сразу получим обвинения в каких-то имперских амбициях. Вот первый президент Украины, он что, был меньше националистически настроен, чем действующее руководство? Я думаю, что больше даже. У нас с сегодняшним руководством Украины - я не преувеличиваю - может быть, ничуть не хуже отношения, чем с предыдущим руководством, которое возглавлял президент Леонид Кучма. Ничуть не хуже".

Об отношениях с Грузией

"Вы спросили меня об Украине. А почему вы меня о Грузии не спрашиваете? У нас точно такое же отношение было к ситуации и к событиям в Грузии, хотя господина Эдуарда Шеварднадзе никак нельзя было заподозрить в особых симпатиях к России. Наоборот, Запад его активно поддерживал в течение 10 лет. Больше того, его приводили в пример как образец демократии на постсоветском пространстве, в том числе это делали европейцы. Если его потребовалось свергать с помощью революции, спрашивается: "А кого вы поддерживали?" А если его нужно было свергать с помощью революции, то возникает вопрос: "Зачем вы его поддерживали?"

О демократии в России

"Вы знаете, с какими трудностями и проблемами столкнулась Россия и в экономической сфере, и в социальной, и с точки зрения устойчивости самого государства. Рыночное хозяйство и демократия не должны ассоциироваться у населения с нищетой и с анархией, с всевластием олигархов, которые обирают миллионы людей. Государство должно поддерживать бизнес, должно развивать средства массовой информации, создавать для них собственную экономическую базу развития, строить многопартийную систему и гражданское общество. Все это делается, и мы будем это делать. Для этого мы, кстати говоря, и принимаем несколько законов, в том числе и по развитию муниципального уровня управления. Конечно, кому-то это может не нравиться, кто-то привык за последние десять лет подворовывать миллиардами и использовать в своих групповых интересах и средства массовой информации, и какие-то гражданские институты. Но они должны понять, что в конечном итоге, если бы в России такая ситуация продолжалась, продолжалось бы развитие по олигархическому пути, то это привело бы к такому коллапсу, который и их бы похоронил".

Внешняя политика Президент