УТРО 9 Мая в Москве выдалось хмурым и дождливым. Авиация к этому оказалась готова. В воздух поднялись 11 самолетов Военно-воздушных сил - это были Ан-12 и Ил-18, специально оборудованные для разгона облаков.
На удалении от 50 до 150 километров от столицы в хмурое небо было сброшено около 30 тонн сухого льда и слито 6 тысяч литров жидкого азота. Также велась стрельба специальными метеопатронами БВ-26, изготовленными на основе йодистого серебра. Работа принесла результат. Тучи над Москвой разошлись, выглянуло солнце.
И впервые за многие годы над Красной площадью в парадном строю пролетели боевые самолеты. Самый первый парадный пролет самолета-этажерки над Кремлем состоялся 1 мая 1918 года. Пилотировал летательный аппарат, скроенный из фанеры и парусины, бывший капитан царской армии Иван Виноградов. В последующем самолеты регулярно участвовали в воздушных парадах, в иные годы общая численность истребителей и бомбардировщиков, пролетавших над Красной площадью, исчислялась сотнями.
Нынешний пролет был скромнее, но его вполне можно считать точкой отсчета роста боевой мощи Военно-воздушных сил новой России. Пять истребителей Су-25 пилотажной группы "Русские витязи" и четыре истребителя МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" под управлением командиров групп гвардии полковников - Игоря Ткаченко и Николая Дятла прошли четким ромбом над Красной площадью. Затем небо над Москвой было расцвечено дымами цветов российского флага. Эту филигранную работу выполнила тройка Су-25 под командованием командира полка штурмовой авиации, гвардии полковника Олега Маковецкого.
Руководил пролетом боевых самолетов над Красной площадью начальник Центра показа авиационной техники им. И.Н. Кожедуба, расположенного в подмосковной Кубинке, заслуженный летчик России, гвардии полковник Анатолий Омельченко. Вскоре после завершения парада полковник Омельченко дал короткое интервью "Российской газете":
- Я видел лица ветеранов, лица самых высоких гостей нашего праздника, наблюдал их реакцию и могу сказать, что все получилось так, как мы и задумывали, - сказал нам Анатолий Иванович. - И я понял - какое это счастье служить на Кубинке, командовать замечательным коллективом настоящих воздушных асов, пилотажное мастерство которых, уверен, является лучшим в мире. К сожалению, наши летчики не смогут сегодня отметить День Победы полноценным застольем, так как Центр показа авиатехники несет боевое дежурство.