11.05.2005 05:50
Власть

Сергей Лавров об итогах саммита Россия - ЕС

Текст:  Сергей Лавров (министр иностранных дел России)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3766) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3767)
Читать на сайте RG.RU

Главным итогом саммита стало одобрение "дорожных карт" по четырем общим пространствам сотрудничества Россия-ЕС (в области экономики; свободы, безопасности, правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры). Таким образом, достигнута цель, поставленная два года назад на саммите РФ-ЕС в Санкт-Петербурге.

Документы весьма объемны (в русской версии 64 страницы). Они охватывают в деталях все аспекты наших отношений - начиная с вопросов взаимодействия в международных вопросах и заканчивая контактами между молодежью.

Фактически мы совместно провели инвентаризацию наших отношений, которым уже давно стали тесны рамки Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) Россия-ЕС. Это неудивительно: СПС готовилось в начале 90-х годов, когда отношения между новой демократической Россией и европейскими сообществами и их государствами-членами только начинали развиваться.

Разумеется, "дорожные карты" не конец пути, а скорее начало нового этапа дальнейшего укрепления диалога Россия-ЕС.

Общее экономическое пространство охватывает широкий круг вопросов взаимодействия в областях торгово-экономической, телекоммуникаций, транспорта, энергетики, космоса, окружающей среды.

В нем предусмотрен широкий набор мер, поощряющих дальнейшее развитие торговли, создание благоприятных условий для инвестиций, промышленного и иного сотрудничества.

В пространстве свободы, безопасности и правосудия один из ключевых элементов - сотрудничество по противодействию терроризму, организованной преступности, отмыванию денег, незаконному обороту наркотиков и другим видам незаконной деятельности.

Большое место в документе отдано совместным действиям по соблюдению принципа недискриминации, включая противодействие любым формам нетерпимости и расизма, уважению прав человека.

Важное место уделяется вопросам облегчения передвижения и контактам между людьми. Условлено активизировать диалог о введении безвизового режима в качестве долгосрочной цели, а на данном этапе - завершить параллельную работу над соглашением об упрощении визовых процедур и соглашением о реадмиссии.

При этом со стороны ЕС было проявлено понимание того, что российская сторона не может пойти на заключение с Евросоюзом соглашения о реадмиссии граждан третьих стран без ясно выраженного согласия самих этих стран. Очевидно также, что и у Евросоюза есть возможность ускорения работы над подписанием реадмиссионных соглашений с другими государствами, прежде всего нашими соседями, что дало бы ему возможность напрямую возвращать туда нелегальных мигрантов, минуя российскую территорию. В предстоящей работе необходимо уделять внимание и такому аспекту, как необходимость учета обязательств России и ЕС по международным конвенциям в области прав человека. Любые будущие договоренности по реадмиссии не должны вступать в противоречие с указанными обязательствами.

Пространство внешней безопасности предусматривает, что Россия и ЕС исходят из совместной ответственности за поддержание международного порядка, мира и безопасности. В этой "дорожной карте" уделяется большое внимание нашим совместным подходам в диалоге и сотрудничестве на международной арене по таким направлениям, как борьба с терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, сотрудничество в области кризисного регулирования, чрезвычайное гражданское планирование.

В карте зафиксирована философия нашего подхода к сотрудничеству с соседями России и ЕС. Ясно: что бы мы ни записывали в документах, ни Россия, ни EC не откажутся от собственных инструментов взаимодействия с ними. Здесь надо быть реалистами. Но надо сделать так, чтобы выигрыш для одного не оборачивался проигрышем для другого. Нашу общую с ЕС задачу видим в том, чтобы своими действиями не ставить эти страны в позицию выбора - быть либо с Россией, либо с ЕС. В практическом плане такая совместная политика должна опираться на признание того, что интеграционные процессы на Востоке и Западе в равной степени содействуют формированию большой Европы без разделительных линий. Мы исходим из того, что эти интеграционные процессы вполне совместимы. Удовлетворены тем, что эта философия нашла свое отражение в тексте документа.

От сотрудничества Россия-ЕС по пространству научных исследований и образования, включая культурные аспекты, наши граждане могут в первую очередь почувствовать реальную отдачу. Взаимодействие в этой области во многом ориентировано на молодежь и поэтому обладает большим стратегическим потенциалом. Эта карта охватывает такие сферы, как научные исследования, наука и технологии, образование и культура.

На саммите также рассмотрен ход осуществления договоренностей, закрепленных в совместном заявлении Россия-ЕС от 27 апреля 2004 года. В нем зафиксированы обязательства ЕС по обеспечению свободы калининградского транзита, а также по обеспечению прав национальных меньшинств. Если по транзиту налицо неплохой прогресс (в частности, согласовано создание механизма РФ-ЕС для решения сохраняющихся проблем в дополнение к диалогу между Россией и Литвой), то по проблемам русскоязычного населения в Латвии и Эстонии заметных перемен к лучшему в деле выполнения рекомендаций международных организаций нет. И об этом тоже шла речь на саммите 10 мая.

Конечно, кому-то "дорожные карты" могут показаться недостаточно амбициозными и конкретными. Возможно, это так. Россия, например, была готова идти гораздо дальше в совместной с Евросоюзом борьбе с терроризмом и наркотрафиком, в облегчении контактов между людьми, в сотрудничестве в области сельского хозяйства и ветеринарии, в развитии механизмов совместного реагирования на кризисы и чрезвычайные ситуации. Но надо учитывать, что Евросоюзу необходимо было согласовывать "дорожные карты" со всеми 25 государствами-членами. А у них не у всех одинаковое видение вопросов взаимодействия с Россией. Однако и то, что согласовано в рамках четырех "дорожных карт", это весьма требовательная повестка дня, которая выводит наши отношения с ЕС далеко за рамки нынешнего СПС. Стороны согласились, что пора думать о новой, более продвинутой договорно-правовой базе нашего углубляющегося партнерства.

Словом, теперь важно не останавливаться на достигнутом и обеспечить эффективное выполнение и качественный мониторинг реализации принятых "дорожных карт". Мы предложили нашим партнерам из Евросоюза осуществлять такую деятельность на основе более интенсивного задействования имеющихся механизмов взаимодействия, прежде всего Постоянного совета партнерства Россия-ЕС.

Внешняя политика МИД