Предметом международной пикировки, как и ожидалось, стала судьба стран Балтии, по российской версии - освобожденных от фашистов, а по версии США и ряда европейских держав - оккупированных Советским Союзом. Вчера эта тема обсуждалась на саммите ЕС - Россия. Балтийские страны потребовали признать факт оккупации и возместить многомиллиардный ущерб. Позиция российской стороны, уже не раз обозначенная, осталась прежней: договоренности между Сталиным и Гитлером в отношении балтийских государств были в 1989 году осуждены высшим представительным органом Советского Союза, приносить покаяние каждый год мы не будем.
Короче, Москва продолжает держать оборону. И не только потому, что ей не нравятся попытки представить освободителей от фашизма оккупантами. Дело еще и в том, что признание факта оккупации для России, правопреемницы СССР, обернулось бы колоссальными расходами. Литва оценила ущерб, нанесенный ей Советским Союзом, в 20 миллиардов долларов (это почти одна седьмая доходной части российского бюджета-2005). Латвия и Эстония ведут свои подсчеты. Только экологический вред от пребывания Красной армии оценен представителями Эстонии в 4 миллиарда долларов. А за каждого из 180 тысяч репрессированных эстонцев с России хотят получить в порядке компенсации по 250 тысяч долларов.
На чьей стороне США в этом споре, гадать не приходится. Тот факт, что в Москву на 9 Мая Дж. Буш прибыл после визита к нашим балтийским соседям, говорит об американской позиции лучше всяких слов. Хотя и слова были сказаны: "Исторически США никогда не признавали форму правления, навязанную Латвии, Литве и Эстонии. Но странам Балтии не нужно искать виновных в тех исторических событиях. Нужно сконцентрироваться на будущем". Дипломатичный реверанс в сторону России - "не искать виновных" - не отменяет главного: американский президент считает СССР страной-оккупантом. Тогда зачем приезжал? Читать нотации от имени страны, увязшей по уши в Ираке? Или в качестве главы государства - участника антигитлеровской коалиции праздновать юбилей нашей общей Победы? Думаю, приезжал и за тем, и за этим. Вступление стран Балтии в Евросоюз, их прозападная ориентация не позволяют Соединенным Штатам оставить Латвию, Литву и Эстонию без своего попечения. А необходимость поддерживать диалог с Россией остерегает Дж. Буша от демаршей в духе не пожелавшего приехать в Москву на 9 Мая президента Грузии Михаила Саакашвили.
Ладно, что делят европейские страны и США в годовщину Победы, понять нетрудно. Они делят места в истории и современном пространстве. Но дележом чего занимаются 9 Мая российские политики?
Увы, мы опять столкнулись с желанием "приватизировать" День Победы. Расцветить его своими флагами и лозунгами. Использовать как повод для митингов и демонстраций. Еще за пару недель до праздника командующие коммунистическими и народно-патриотическими фронтами изъявили готовность вывести на улицы свою краснознаменную рать. Геннадий Зюганов оповестил: "Мы требуем разрешения провести традиционное шествие от Белорусского вокзала по центральной улице Москвы". И предупредил, что в случае запрета коммунисты снимают с себя ответственность за возможные последствия. Запрета не было. А "последствия" - да: коммунистический митинг (в нем, по данным ГУВД, приняли участие 8 тысяч человек) перерос в потасовку с милицией.
То же самое и в провинции. Накануне 9 Мая нижегородцев известили: "Движение "Трудовой Нижний Новгород" при участии обкома Российской коммунистической рабочей партии - Революционной партии коммунистов и городской организации Революционного комсомола проводит пикет в честь 60-летия Великой Победы советского народа над фашистской Германией. После официозного Парада, который пройдет по площади Минина, бойцы РКСМ(б) со знаменами Победы (алыми стягами с серпом и молотом) прошествуют до Вечного огня и возложат огромный венок с красной звездой и серпом и молотом из цветов... Мы допускаем, что власть города будет стремиться изолировать коммунистов от масс, от ветеранов, которые придут на площадь. Комсомольская дружина готова дать отпор фашистской полиции".
Подобная паранойя к 9 Мая всегда обостряется. И не только у "революционных комсомольцев". Сказал же Геннадий Зюганов: "Курс правительства предал нашу Победу, нашу страну".
Лидеру КПРФ не нравится курс нынешнего правительства. Это нормально. Он был не в восторге от курса и всех предыдущих правительств. Это тоже нормально для несменяемого, не в пример правительствам, вождя оппозиции. Ненормально другое - когда коммунистические акции проводятся 9 Мая. Ненормально - потому что в отличие от 22 апреля, 1 мая и 7 ноября, оккупированных коммунистами, это единственная дата, способная объединить нацию. Объединить, а не сеять раздор.
Но смиренный отказ от демонстраций протеста в день всенародного праздника - это не в наших традициях. Особым благонравием, замешанным на уважении к чувствам ветеранов, российские оппозиционеры - что в центре, что в провинции - никогда не отличались. Митинги и манифестации с лозунгами "Долой!" совершаются без оглядки на их неуместность в День Победы. В этот день ярость благородная вскипает как волна. Главная майская дата дает прямой повод прибегнуть к выражениям типа "оккупационный режим", написать на плакатах и выкрикнуть в мегафон что-нибудь вроде: "Земельный кодекс (реформа ЖКХ, дотации селу, пенсионные надбавки) - наш второй Сталинград!".
Между прочим, коммунисты знали, что в этот раз вывести на улицы толпы своих сторонников им не удастся. Накануне майских праздников ВЦИОМ обнародовал результаты опроса. "Если коммунисты будут призывать 1 и 9 Мая выйти на улицы протестовать против политики властей, примете ли вы участие в их демонстрациях и митингах?" "Скорее, и определенно нет" - ответили 82 процента опрошенных. Согласно другому опросу, почти половина российских граждан считает, что подобные акции приносят только вред. А на просьбу ответить, уместны ли они 9 Мая, три четверти респондентов сказали "нет" и "скорее, нет".
Хочу поделиться и личным впечатлением. В разгар народных гуляний на Поклонной горе мы с сыном подошли поздравить одного из ветеранов. Он был в моряцкой форме, при орденах и медалях. Высокий, на вид еще крепкий старик, растроганный всеобщим к нему вниманием, уже принявший свои фронтовые сто граммов. Мы послушали про то, как он освобождал Одессу. И про то, что творится теперь: страну олигархи разграбили, народ загибается в нищете, пенсии хватает только на лекарства, льготы опять же... Обычная песня. Но когда я спросил, как он относится к призывам отметить 9 Мая коммунистическим маршем протеста, старик ответил коротко и внятно. Жаль, на бумагу его слова положить нельзя, а смягчать - только портить.