- Юрий Михайлович, вы неоднократно выступали в нашей газете в качестве начальника Организационно-аналитического департамента Постоянного Комитета, но вот уже год, как вы работаете в должности заместителя Госсекретаря Союзного государства и курируете силовой блок союзного строительства. Расскажите немного о себе, а также о том, что сделано за это время в сфере безопасности Союзного государства, какие основные проблемы здесь, с вашей точки зрения, еще существуют?
- Коротко о себе: родился в семье военнослужащего. Отец - военный летчик, ветеран Великой Отечественной войны. Окончил военно-учебное заведение и вплоть до своего прихода на работу в Постоянный Комитет Союзного государства проходил службу в органах государственной безопасности России. Доктор технических и кандидат юридических наук, профессор, член Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации.
В марте 2004 года по представлению правительства России Советом Министров Союзного государства был назначен заместителем Госсекретаря - членом Постоянного Комитета Союзного государства. Тогда же был определен круг вопросов, который находится в сфере моей ответственности - это силовой блок: правоохранительные органы, специальные службы, оборонный и военно-промышленный комплекс. В соответствии с Договором о создании Союзного государства целями Союзного государства являются, в том числе, проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны, а также обеспечение безопасности Союзного государства и борьба с преступностью. Напомню, что именно Договор о создании Союзного государства является основной нормативно-правовой базой союзного строительства, в том числе в сфере обеспечения безопасности Союзного государства. Если же говорить о проблемах, то они, с моей точки зрения, во многом связаны с пока еще недостаточной унификацией нормативно-правовой базы. Зачастую наши внутренние нормативные акты не позволяют нам полностью реализовать огромный потенциал совместной работы. Поэтому одной из важнейших задач остается гармонизация нормативно-правовой базы союзного строительства, в том числе в сфере обеспечения безопасности.
Тем не менее в 16-й статье Договора о создании Союзного государства говорится, что в исключительное ведение Союзного государства входит: разработка и размещение совместного оборонного заказа, обеспечение на его основе поставок и реализации вооружений и военной техники, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников; функционирование региональной группировки войск; пограничная политика Союзного государства. К совместному ведению Союзного государства и государств-участников 17-я статья относит: совместную оборонную политику, координацию деятельности в области военного строительства, развитие вооруженных сил государств-участников, совместное использование военной инфраструктуры и принятие других мер для поддержания обороноспособности Союзного государства, а также борьба с терроризмом, коррупцией, распространением наркотиков и другими видами преступлений. Вот это, повторю, дает нормативно-правовую основу для работы в силовом блоке интеграции.
Так, например, в статье седьмой Договора о создании Союзного государства сказано, что государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. И в соответствии с этим реализуется совместная белорусско-российская программа обустройства внешней границы Союзного государства. В частности, идет активная модернизация границы Беларуси с Латвией и Литвой. Чья это граница? Беларуси? Да, конечно, но одновременно это и внешняя граница Союзного государства.
- И что там уже сделано?
- Сделано очень много. Могу сказать, что в ходе недавней поездки по проверке хода реализации этой программы стало ясно, что удалось наработать положительный опыт обустройства внешней границы Союзного государства. Дело в том, что на границе Беларуси с Латвией и Литвой реализован европейский подход к обустройству службы и быта пограничников. В просторных и светлых казармах современная мебель, нет двухэтажных кроватей, созданы очень неплохие бытовые условия для личного состава, и, кстати, рядом с казармой - офицерский жилой дом со всеми удобствами.
- Обустройство бытовых условий для солдат - немаловажный фактор, это понятно всем, кто служил срочную службу в Вооруженных силах, да и, видимо, не только им. А какие-нибудь, к примеру, технические новинки внедряются в саму пограничную службу?
- Да, в соответствии с плановыми заданиями союзной программы по обустройству внешней границы Союзного государства, пограничные заставы оснащаются, скажем так, суперизделиями, которые позволяют обнаруживать живые объекты (излучающие тепло) и фиксировать их перемещение. Кроме того, осуществляется установка автоматизированных сигнализационных систем, круглосуточно просматривающих приграничную полосу и вглубь, и на многие километры по высоте. Планируется также оснастить пограничные заставы новыми средствами поражения, сопряженными с этими сигнализационными системами.
- На Высшем Госсовете Союзного государства 22 апреля рассматривались, в том числе, и вопросы, связанные с развитием сотрудничества белорусских и российских пограничников. Какие решения были приняты?
- Высший Госсовет Союзного государства утвердил Положение о Пограничном комитете Союзного государства, а также назначил председателем союзного Погранкомитета первого заместителя директора Федеральной службы безопасности России - руководителя Пограничной службы Владимира Проничева, сопредседателем союзного Погранкомитета назначен председатель Государственного комитета пограничных войск Беларуси Александр Павловский. Это очень показательный факт, который свидетельствует о реальном углублении российско-белорусской интеграции. Ведь большинство министерств и ведомств России и Беларуси проводят совместные коллегии. На более высоком уровне работают министерства внутренних дел России и Беларуси - они собираются на объединенную коллегию. Белорусские и российские пограничники уже обрели единый союзный орган управления. К слову, существует также Таможенный комитет Союзного государства и союзный Комитет по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения окружающей среды.
- В чем принципиальное отличие совместной коллегии от объединенной коллегии?
- На объединенной коллегии министры МВД Беларуси и России не только заслушивают специально подготовленные вопросы, но и ставят задачи конкретным исполнителям. Преступность, как известно, границ не имеет и не признает. Поэтому и борьба с ней требует объединения усилий, причем не только координации, но и централизации. Такой подход дает свои плоды. Так, в результате реализации совместных оперативно-розыскных и следственных мероприятий в рамках программы "Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств-участников Союзного государства на период 2003-2005 годов" пресечена деятельность свыше 80 организованных преступных групп, раскрыто около четырех тысяч преступлений, задержано свыше пяти тысяч преступников, изъято более четырех с половиной тысяч единиц оружия и около 15 тысяч единиц боеприпасов, сотни килограммов взрывчатых и наркотических веществ.
- Что вы можете сказать о военном и военно-техническом сотрудничестве России и Беларуси?
- В рамках Союзного государства существует специальная совместная программа "Реализация совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации". Общие принципы военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры Беларуси и России утверждены рядом документов, в том числе Договором о коллективной безопасности, Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о координации деятельности в военной области и другими. Можно выделить следующие общие принципы в этой области: осуществление военного строительства и использования элементов военной инфраструктуры в соответствии с военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государств; унификация законодательства обоих наших государств в области военного строительства; совместное планирование отдельных вопросов военного строительства и применения вооруженных сил, а также использование элементов военной инфраструктуры; формирование совместных союзных программ в этой сфере; единство государственного оборонного заказа, программ производства и ремонта вооружения и военной техники.
На заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства 22 апреля утвержден план совместных мероприятий по обеспечению функционирования региональной группы войск Беларуси и России в 2005 году. Документ предусматривает совместные мероприятия по обеспечению управления силами и средствами группировки, ее функционирования, планированию и осуществлению оперативной подготовки органов управления, командно-штабных учений и тренировок, поддержанию основных объектов военной инфраструктуры в готовности.
Очень важное значение имеет также союзная программа подготовки белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях России.
- Существует выражение "союзные программы двойного назначения". Что это такое?
- Это целый ряд научно-технических программ, результаты которых имеют не только народнохозяйственное, но и оборонное значение. К ним относятся программа "Космос - СГ" (полное ее название "Разработка и использование перспективных космических средств и технологий в интересах экономического и научно-технического развития Союзного государства"), программа "Защита общих информационных ресурсов Республики Беларусь и Российской Федерации", программа по созданию суперкомпьютеров, программа "Оборудование для производства специальных химических волокон". Новая технология получения супертермостойких материалов может быть использована для изготовления перевязочных материалов, защитной термостойкой одежды и т. д. Понятно, что в первую очередь такие материалы будут использоваться в медицине и других гражданских отраслях, но и для оборонной промышленности они представляют несомненный интерес.
- Юрий Михайлович, 4 мая вам исполнилось 55 лет. Дата, как говорится, круглая, юбилейная. Коллектив газеты "СОЮЗ. Беларусь-Россия" сердечно поздравляет вас "с двумя пятерками" и искренне желает успехов на вашем ответственном посту! И чтобы в вашей деятельности оставалось все меньше нерешенных проблем.
- Спасибо. Хочу подчеркнуть, что основными участниками и исполнителями всех союзных программ являются национальные министерства и ведомства. И там, где министры и их заместители понимают и осознают важность интеграции России и Беларуси, никаких проблем не возникает. Могу сказать, что в силовом блоке все представители министерств и ведомств России и Беларуси четко понимают важность решаемых задач.