Последний раз столь подробную инструкцию армейские тыловики получали ровно одиннадцать лет назад - в мае 1994 года. С той поры изменилась и сама армия, и экономические возможности государства по содержанию Вооруженных сил.
- Все надо было приводить к единому бою, - говорят военные, имея в виду то новое, что появилось в вещевом обеспечении армии за прошедшее десятилетие.
Перемен на самом деле немало. Они касаются не столько частностей - например, за это время поменялась форма эмблем на петлицах, - сколько всей системы вещевого снабжения.
В частности, еще пять лет назад государство могло лишь на треть обеспечивать потребности Вооруженных сил по форме и обуви, а заказы промышленности в тот период сократились с трех тысяч до 120 наименований продукции. Сегодня положение пока еще далеко от идеального, но все же обувать и одевать войска стало легче. В Тыле Вооруженных сил утверждают, что проблема повседневной формы фактически решена с помощью конкурсных закупок и обещают, что в недалеком будущем исчезнет дефицит полевого камуфляжа и обуви. А значит, самое время обновить перечень всего того, что положено выдавать солдату и офицеру и узаконить в российской армии новые знаки отличия.
Кроме того, указ обязал правительство в шестимесячный срок утвердить новую форму для милиционеров, пожарных, сотрудников МЧС и органов уголовно-исполнительной системы. Какой она будет, в деталях неизвестно. В Департаменте тыла МВД нам сказали, что новая форма уже разрабатывается и будет представлена широкой публике, по-видимому, к концу лета. Однако переодеванию милиции должно предшествовать принятие закона о правоохранительных органах. "Главное требование к форме - красота и существенное отличие от той, что носят в армии", - поделился информацией с "РГ" источник в министерстве. Кстати, разрабатывают форму для правоохранителей собственные тыловики, которым даже не потребовалась помощь профессиональных дизайнеров одежды.
Вообще военные - большие модники. Кто-то подсчитал, что форма в среднем меняется раз в десять-пятнадцать лет. И так происходит не одно столетие. Если хочешь быть красивым, поступай в гусары - когда-то советовал Козьма Прутков. Конечно, далеко не всякого усача военный мундир превращал в писаную икону, но факт остается фактом: ментики, кивера, сабли с кистями золотого плетения сногсшибательно действовали как на великосветских дам, так и на обычных кухарок. Стоит ли удивляться, что офицерские портные столетиями диктовали моду в Париже и Берлине, Москве и Вене.
Правда, радующие глаз на балах разноцветные мундиры становились отличной целью на поле боя. А поскольку войны в Европе не прекращались, здравый смысл и естественное желание выжить с годами возобладали над стремлением бравых вояк покрасоваться перед коллегами и неприятелем. Военные головные уборы постепенно уменьшились в размерах, для маскировки кителя и шинели начали красить в неброские серый и черный, а затем темно-желтый и темно-зеленый цвета. Армейская и флотская обувь несколько потеряли в элегантности, зато стали непромокаемыми, крепкими, простыми в изготовлении и ремонте.
Вообще, если говорить о критериях в вещевом обеспечении военнослужащих, то они выстраиваются примерно в такую цепочку: мода (красота) - практичность - удобство в ношении - эффективность. В идеале эти показатели должны совпадать, поэтому совершенством военной формы одежды занимаются не только специалисты легкой промышленности, но и медики. Именно врачи, к примеру, подсказали командирам, что неплохо бы переодеть в кожаные куртки летчиков и некоторые категории военных моряков. Дело в том, что кожа плавится при температуре выше ста градусов, и у пилота сбитого самолета или у подводника, оказавшегося в горящей лодке, в этом случае больше шансов остаться живыми.
Между прочим, по этим же соображениям в середине прошлого века в советской армии отказались от гимнастерок. Надевать и снимать их можно было только через голову, но прежде приходилось расстегивать несколько верхних пуговиц. Теперь представьте, что у солдата во время боя затлела гимнастерка - в итоге это кончалось сильнейшим ожогом, а то и смертью. Боец не мог переступить психологический порог и тянуть горящую рубаху через голову. Фронтовики Великой Отечественной не раз вспоминали, как на их глазах человек превращался в факел и сбить с него пламя было очень непросто.
Сегодня "полевка" и комплекты спецобмундирования, в которых военнослужащие работают на боевой технике, обязательно пропитываются составом, придающим форме термоустойчивость. Некоторые комбинезоны для удобства и опять-таки в целях безопасности снабжены молниями. Большинство элементов военной формы изготовлены из натурального материала - шерсти, хлопка, кожи, которые не наносят вреда их хозяину во время интенсивных физических нагрузок или внешних воздействий.
Как рассказали "РГ" в Тыле Вооруженных сил, опытно-конструкторские работы последних пяти лет помогли создать для нужд армии полевой костюм и ботинки с высокими берцами из мембранного материала, обладающего уникальным сочетанием водонепроницаемости и высоких гигиенических свойств. Российских военнослужащих начали обеспечивать бельем из поливинилхлоридного волокна, которое даже в мокром виде сохраняет тепло. Война в Афганистане и вооруженный конфликт на Северном Кавказе заставили по-иному взглянуть на вещевое обеспечение солдат, ведущих боевые действия в горах. В частности, им понадобились более удобные рюкзаки, обувь, так называемая разгрузка - специальные матерчатые патронташи для автоматных рожков, выстрелов для подствольного гранатомета и так далее. Раньше такого вида снаряжения не предусматривали вообще, и солдаты приспосабливали под разгрузку самодельные "лифчики". Теперь некоторым подразделениям их выдают на армейских складах.
В новом указе президента подробно перечислены не только все виды военной формы одежды, но и знаки различия и отличия, которые на ней могут присутствовать. Как было еще десять-пятнадцать лет назад? Решил командир части внедрить в полку собственную символику. Заказал профессиональному художнику или кустарю-самоучке эскиз нарукавного шеврона и нагрудного знака, - и дело в шляпе. Сегодня такая самодеятельность не пройдет. Специальные геральдические отделы в министерстве обороны и других ведомствах, где предусмотрена военная служба, обязаны следить, чтобы все значки и знаки, звезды, эмблемы и шевроны были, что называется, узаконены и пришиты-повешены там, где им положено. Контроль вменен в обязанность их командиров. Это на самом деле занятие нелишнее. И вот тому подтверждение. В начале 90-х годов тогдашнему министру обороны РФ Павлу Грачеву сшили новенькое обмундирование. В этой форме он отправился в инспекционную поездку по войскам. Каков же был гнев министра, когда кто-то из золотопогонной свиты обратил внимание на необычную кокарду на фуражке шефа - там красовался овал из триколора российского флага. Грачеву подсказали: точно такую же кокарду носили предатели-власовцы из русской освободительной армии. Кокарду с фуражки генерала, конечно, немедленно сняли. Но, говорят, министр еще долго не мог оправиться от конфуза.