"Просто вернуть к старому, - бушевала вчера проигравшая сторона, представитель Госдумы в КС Елена Мизулина, - да ничто не предвещало, что КС может вынести столь примитивное решение!" Дело о судебных ошибках, решение по которому вчера огласили в КС, не могло закончиться без шума. Уже тот факт, что судьи были вынуждены рассматривать сразу запросы 60 граждан по нормам 405-й статьи УПК РФ, предвещало проблемы. Заявители в своих запросах настаивали, что данное положение нарушает права потерпевших, поскольку запрещает пересмотр в порядке надзора решения суда, влекущее ухудшение положения осужденного, а также отмену оправдательного приговора и постановления о прекращении дела.
"Исправление судебной ошибки, - мрачно подводили итоги в постановлении судьи КС, - если это ведет к ухудшению положения осужденного, в действующей системе уголовно-процессуального регулирования невозможно - ни при пересмотре судебного решения в порядке надзора, ни в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств". И КС решил положить этому конец, напомнив в мотивировочной части постановления, что вполне допустимо повторное разбирательство по вновь открывшимся обстоятельствам - "при этом исключения из общего правила о запрете поворота к худшему допустимы лишь в качестве крайней меры, когда неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора". Кроме того, судьи специально подчеркнули необходимость соблюдения равенства прав потерпевших и обвиняемых в судопроизводстве. Поэтому КС рекомендовал законодателю внести изменения в УПК - добавить четкий список оснований для пересмотра вступивших в законную силу решений. Ну а пока Дума думает, оспариваемая статья была признана неконституционной и до тех пор пересмотр в порядке надзора по жалобе потерпевшего и определения суда "допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу".
"Мы практически продлеваем безответственность, продлеваем бесконечные процессы по уголовным делам, это шаг назад - на 50 лет назад", - возмущалась бывший руководитель группы по разработке УПК РФ Елена Мизулина. "Это один из краеугольных камней процесса вообще - можно все менять только до вступления решения в законную силу, - негодовала она, - а как у нас сейчас начнут трактовать "существенные нарушения" - да как угодно!".
"Что значит коррумпированный судья? - адвокат Юрий Костанов был, наоборот, доволен постановлением, - это на 50% невиновно осужденный по чьему-то заказу, на другие 50% виновный, но оправданный или мягко наказанный, и эта вторая половина совершенно неприкасаема. Потому что кассационная коллегия на 90% оставляет приговоры без изменения и ничего сделать нельзя". Костанов напомнил также о необходимости "соблюдать баланс исправления судебных ошибок, ведь в нынешнем УПК этот механизм абсолютно сломан", и в таких ситуациях, по его словам, невольно вспоминается фильм "Ворошиловский стрелок" - "это одна из причин самосуда, людей-то все-таки нужно жалеть, и потерпевших тоже". Адвокат также полагает, что решение КС вернуло вовсе не на 50 лет, а на четыре. "Нынешний УПК, так рьяно защищаемый госпожой Мизулиной, способствовавшей его рождению, явно бракованный, его поздно менять, уже по этим рельсам катится вся судебная машина, хотя из него до сих пор брызжет вся эта сырость", - заочно полемизировал сторонник решения конституционных судей. "Потерпевшие очень наивны, вы увидите: их пересмотрят и всем откажут, нету там оснований", - прогнозировала дальнейшую судьбу вроде бы победивших заявителей Елена Мизулина.
Также КС вчера рассмотрел запрос по нормам УПК РФ, определяющим порядок расследования и судебного слушания по уголовным делам частного обвинения. По действующему законодательству, избитый хулиганом гражданин обязан сам искать обидчика, доказательства нападения, искать свидетелей, а если в исковом заявлении в суд не указаны фамилия, имя и отчество этого хулигана, мировой судья вправе отказать в принятии заявления. Решение по делу будет вынесено через две-три недели.