12.05.2005 03:00
Власть

ФАС ввела коллегиальное рассмотрение дел против ценового сговора

ФАС ввела коллегиальное рассмотрение дел против ценового сговора
Текст:  Игорь Велетминский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3767)
Читать на сайте RG.RU

Пока новый законопроект "О защите конкуренции" проходит ведомственные согласования, антимонопольная служба стремится выжать максимум из своих нынешних полномочий. Насколько позволяет действующее, весьма немощное, законодательство. Тем более что назревающая "бензиновая лихорадка", без сомнения, потребует в самое ближайшее время энергичных действий ФАС. Правила, утвержденные минюстом, устанавливают исчерпывающий перечень оснований для возбуждения дел о нарушениях законодательства. Это представления органов власти, заявления организаций и физических лиц. Кроме того указано, что ФАС или ее территориальные подразделения могут самостоятельно возбуждать дела на основании данных проверок.

Важной новацией стала норма об обязательном образовании комиссий по рассмотрению дел. Эти комиссии должны будут в обязательном порядке возглавлять заместители руководителя ФАС, а на региональном уровне - заместители руководителей территориальных органов. Как сообщила "РГ" заместитель руководителя правового управления ФАС Наталья Сорокина, тем самым уходит в прошлое практика так называемого особого производства, когда чиновник ФАС или ее территориального органа мог единолично выдать предписание об устранении нарушений. Теперь возможно только коллегиальное решение.

Важно и то, что отныне ФАС не вправе отменять решения собственных структурных подразделений. Принцип "снизу виднее" дополнен и еще одной гибкой нормой. Известно, что антимонопольным органам приходится порой тратить немало времени на определение незаконно полученного нарушителями дохода. Если раньше сумма должна быть предъявлена вместе с предписанием об устранении нарушений, то сейчас ФАС установил трехмесячный срок для ее определения.

Другим дополнительным полномочием стала возможность изменять - полностью или частично - выставленные нарушителю требования. Иначе говоря, компания, уличенная в злоупотреблениях своим монопольным положением, не может быть уверена в том, что "вдогонку" не последуют другие претензии. Это обусловлено весьма длительным сроком рассмотрения типичных дел. А если выявятся другие участники, к примеру, ценового сговора, то ФАС в рамках новых правил сможет не возбуждать новое дело, а просто "пристегнуть" еще одно предприятие к уже расследуемому делу.

Госуправление ФАС