12.05.2005 01:20
Культура

Москвичи увидят "Тень"

В Москве начинаются спектакли Петербургского театра комедии им. Н.П. Акимова
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3767)
Читать на сайте RG.RU

Выстроенную Акимовым перспективу по-своему продолжали режиссеры, которые в разные годы руководили Театром комедии, - Вадим Голиков, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Дмитрий Астрахан.

10-й сезон театр возглавляет ученица Анатолия Эфроса Татьяна Казакова. На ее счету - "Наполеон Первый" в московском Театре имени Маяковского, спектакли в питерских театрах - Молодежном на Фонтанке, имени Ленинского комсомола ("Балтийский дом"), имени Ленсовета. В репертуаре акимовцев появляются комедии Гольдони, Салтыкова-Щедрина, Сухово-Кобылина...

Татьяна Казакова | Я люблю браться за пьесы, которые в России еще не ставили. Например, на нашей сцене впервые поставлены "Влюбленные" Гольдони. Светлана Бушуева специально для меня перевела текст - после "Самодуров", которые до сих пор идут в Театре Ленсовета. В репертуаре нашего театра "Деревенская жена" Уичерли - в ней есть и комедия, и гротеск, и драматизм. Была у нас и пьеса "Трудные люди", жанр которой сам автор, израильский драматург Йосеф Бар-Йосеф, определил как "нечто, похожее на комедию". По духу мне наиболее близка такая комедия - философичная.

Гамлет говорил артистам: "Запретите дуракам говорить лишнее..."

Но если репертуар состоит из одних комедий, и режиссер, и артисты быстро выхолащиваются. Вырабатывается штамп: смешить ради смеха. А если зал все время смеется, у артиста возникает иллюзия, что он очень хорошо работает. Но это чаще всего ложное представление. Помните, Гамлет говорил артистам: "Запретите дуракам говорить лишнее..." Дурак - это Шут у Шекспира. Зрительный зал должен смеяться, но не над каждым же словом или жестом - так легко потерять смысл происходящего на сцене.

Российская газета | Некогда Театр комедии был очень любим зрителями. На спектакли было трудно попасть. Сегодня популярность уже не та - вы согласны?

Казакова | Почему? Есть зрители, которые смотрят наши спектакли по нескольку раз, я это считаю высшей наградой. Думаю, любовь к нашему театру связана с желанием людей получить положительные эмоции. Комедия всегда была любима, люди ее хотят. Они хотят отдохнуть от серьезных вещей. Время такое - катастрофы, открытое зло, и никто не защищен от этого.

На гастролях в Москве театр представит спектакли Татьяны Казаковой "Тень", "Доктор философии", "Деревенская жена", "Яблочный вор", "Хочу сниматься в кино" (бенефис Анатолия Равиковича), "Свадьба Кречинского" (бенефис Михаила Светина) и спектакль Юрия Аксенова "Милый лжец" (бенефис Игоря Дмитриева).

Открываются гастроли спектаклем "Тень". Пьеса Евгения Шварца давно уже стала визитной карточкой Театра комедии. Впервые ее поставил Николай Акимов в 1940 году, в 1960-м - возобновил спектакль, в 1984 году появилась еще одна сценическая редакция "Тени" - режиссера Ю. Аксенова. В 2003 году "сказку для взрослых" ставит Казакова.

РГ | Критики и старые театралы неизбежно сравнивают ваш спектакль с акимовским...

Казакова | У меня и в мыслях не было ни с кем соревноваться. Мы ставили пьесу Шварца и сделали это по-своему. В этом и есть продолжение жизни пьесы "Тень" в Театре комедии.

Театр