"Я хочу обратить внимание правительства на недостаточный, скажу жестче, неудовлетворительный уровень исполнительной дисциплины с точки зрения выполнения регламентных норм", - заявил он, открывая заседание. "На заседание правительства выносятся документы с большим количеством разногласий, которые мы могли своевременно снять", - разъяснил свое недовольство премьер, приведя в качестве примера вопрос с акцизами на алкоголь и табак, который рассматривался еще на предыдущем заседании, но решения по нему так и не было принято из-за недостаточного согласования.
"То же могу сказать по законопроекту об уменьшении срока давности по недействительным сделкам, за что нас критиковал президент", - заметил премьер-министр. По его словам, согласование и доработка являются нормой и направлены на достижение качества, правда, при этом неплохо было бы выдерживать и сроки. "Есть сроки, и мы должны прекратить практику пренебрежения регламентом", - продолжал критиковать еще полусонных подчиненных Фрадков.
Впрочем, очевидно, что объяснением подобному тону, по сути, был не самый приятный разговор с Владимиром Путиным, который еще раз напомнил правительству о реализации положений Послания президента Федеральному Собранию. "Мы получили поручение президента по реализации положений Послания, состоящее из 15 пунктов, и каждый пункт имеет конкретные сроки исполнения, - сказал Фрадков. - Поручения четкие, с фамилиями исполнителей, и президент обратил внимание премьер-министра на качество и исполнение положений".
Но над этим кабинету еще предстоит потрудиться. Вчера же появился первый "ответ" президенту - законопроект, обещанный еще два месяца назад Владимиром Путиным предпринимателям, о сокращении срока исковой давности по ничтожным сделкам с 10 до 3 лет.
Правда, для этого главе государства понадобилось заметить, что, несмотря на давно озвученное предложение, от кабинета "к сожалению, ни ответа, ни привета, а поправить-то надо всего одно слово в одной статье". Поправили. По словам, главы минюста Юрия Чайки, представлявшего документ, срок в 10 лет "неоправданно долог, порождает массу неопределенностей, нестабильности, негативно отражается на экономике, ухудшает деловой климат". Более того, как оказалось, 10-летний срок порой порождает неправомочную практику использования его "в целях передела собственности, недобросовестного захвата чужого имущества". Сокращенный же срок давности, по мнению чиновников, будет способствовать "защите гражданского оборота, экономической стабильности и приведет к улучшению инвестиционного климата". Причем, несмотря на появившиеся в последнее время предложения о распространении 3-летнего срока и на оспариваемые сделки, Чайка заявил, что по ним сроки останутся прежними - 1 год. "Политическое решение уже принято, осталось слово за правительством", - заключил министр юстиции.
- Одобряем, - ответил премьер.
Правда, не все вопросы кабинету министров удалось решить так же легко и быстро. Представленные министром природных ресурсов Юрием Трутневым меры по изучению и повышению эффективности освоения минерально-сырьевых ресурсов континентального шельфа страны вызвали слишком много вопросов у присутствующих министров, несмотря на то, что проект соответствующей стратегии был согласован со всеми министерствами и ведомствами и внесен в правительство еще в декабре 2004 года. По словам министра, фактически серьезные геолого-разведочные работы на континентальном шельфе России не ведутся с 1993 года. Семь скважин было пробурено лишь в 2003 году исключительно за счет средств недропользователей. Так, "ЛУКОЙЛ" пробурил три скважины в Каспийском море, "Газпром" - две в Карском море, "Акртикшельфнефтегазразведка" - две в Печорской губе. В 2004 году "Роснефть" пробурила одну скважину на Сахалине. Трутнев напомнил, что для возобновления геологических работ как в континентальной части страны, так и на шельфе МПР разработало, а правительство одобрило "Долгосрочную государственную программу воспроизводства минерально-сырьевой базы на период до 2020 года". Составной частью этой программы является "Единая государственная стратегия изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа России". В рамках этих двух программ предполагается увеличение затрат федерального бюджета на воспроизводство минеральной базы и доведение общего объема финансирования до 20,5 миллиона рублей.
При этом Трутнев не исключил, что в отношении компании ТНК-BP в ближайшее время будут приняты меры в связи с задержкой освоения Ковыктинского месторождения. "В то же время я понимаю проблему ТНК-ВР, у них нет инфраструктуры, необходимой для освоения Ковыкты, но правительство не может бесконечно ждать, когда компания договорится с "Газпромом", - жестко заметил министр. По его словам, когда "ТНК-ВР брали лицензию, они должны были позаботиться о развитии инфраструктуры". "Такой же подход, как мне кажется, необходимо применить и к "Газпрому", также задерживающему сроки освоения некоторых месторождений", - отметил он. Судя по всему, минприроды решило обратиться к более жестким мерам, чем предупреждение, поскольку Трутнев уже не раз заявлял, что "РУСИА Петролеум" выполняет не все условия, прописанные в лицензионном соглашении на разработку одного из крупнейших газовых месторождений в Восточной Сибири - Ковыктинского. Напомним, что лицензия на освоение данного месторождения принадлежит "РУСИА Петролеум", акционерами которой являются ТНК-ВР - 62,4%, "Интеррос" - 25,82% и администрация Иркутской области - 11,24%. Впрочем, последние уже заявляли о своем желании продать свои доли в этом проекте.
В материалах МПР, подготовленных к заседанию правительства, предлагалось создать госкомпанию, которая сможет стать участником консорциумов по разработке шельфовых месторождений. Но глава минэкономразвития Герман Греф выступил против этого. "Предложение МПР создать в качестве такого органа Государственную национальную компанию является одной из попыток создания координирующего органа, - сказал главный экономист. - Я думаю, что за полгода можно будет найти иные способы концентрации государственных усилий, не прибегая к созданию гиперкомпании". По его словам, за это время надо будет решить эту задачу на основе прозрачности, конкурентоспособности, с привлечением частных инвесторов и совершенствованием нормативной базы.
"Мы уже пропустили время, когда надо было заниматься стратегией развития шельфов, - заметил Греф. - В текущем году темпы добычи нефти находятся на минимальном уровне по сравнению с предыдущими годами, и все из-за отсутствия крупных новых месторождений". Трутнев согласился с тем, что вопрос о создании единой государственной компании необходимо еще обсудить, объяснив, что представленное предложение "не более чем рабочее".
- Я не думаю, что рабочие материалы есть смысл обсуждать на заседании правительства, - озадачил министр природных ресурсов присутствующих, которые, видимо, слишком пристально читали доклад и содержащиеся в нем предложения.
В общем, на обсуждение всего, что предложило МПР, правительство решило отвести себе как минимум полгода.
- Мы уходим на шесть месяцев - срок достаточный для того, чтобы сделать добротный комплексный документ, - наставлял премьер-министр подчиненных, чтобы не расслаблялись.
- Можно было бы назвать этот документ планом действий правительства, - слишком смело предложил Трутнев, пытаясь разделить ответственность на всех.
- Это сделать сложнее, - задумчиво ответил премьер.
- Нам отступать некуда, - подталкивал министр природных ресурсов.