16.05.2005 02:00
Общество

"Месть ситхов" - самая громкая премьера Каннского фестиваля

Автору грандиозной космической эпопеи Джорджу Лукасу вручили почетную награду фестиваля
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3770) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3771)
Читать на сайте RG.RU

А утром журналистам впервые показали картину. "Эпизод III" не только сомкнул сюжет в единую цепь времен и событий, но и, по общему мнению, вернул космической саге ее изначальный драйв. В чем российские зрители смогут убедиться уже 19 мая, когда состоится мировая премьера картины.

"Месть ситхов" появилась как раз вовремя, чтобы подогреть угасающий интерес к саге. Если "Тайная угроза" собрала в мировом прокате 921 миллион долларов, то "Атака клонов" - уже 647. Предугадать масштабы успеха новой картины невозможно. Ее мрачный колорит может сыграть как на Светлой, так и на Темной стороне судьбы фильма.

Но отдадим должное проделанной работе. "Звездные войны" стали самым сенсационным феноменом массовой культуры последней четверти века. И чествуя Лукаса, Каннский фестиваль считает важным напомнить о том, что лучшие образцы массового кино требуют мастерства, интеллекта и таланта ничуть не меньше, чем самый изысканный артхаусный эксперимент. В свое время Свифт создал свои фантастические миры с лилипутами, великанами и разумными лошадьми гуигнгнмами, в этом антураже дав сатирический портрет человечества. Любое сравнение - натяжка, но и Лукас дал волю своей не имеющей равных фантазии, чтобы как бы новыми глазами увидеть вечную схватку Добрых и Злых Сил. За 28 лет он создал современную мифологию героизма, предательства и человеческих трансформаций, и эта мифология вошла в сознание поколений.

"Эпизод III" рассказывает о том, как молодой Анакин Скайуокер (канадский актер Хайден Кристенсен) был совращен сенатором Палпатином и переметнулся на Темную сторону Силы. Обратил оружие против своего учителя Оби-ван Кеноби (Эван Макгрегор), предал свою любовь к прекрасной Падме (Натали Портман). Помог реформировать демократическую Республику в диктаторский режим. И стал цепным псом Империи зла. В принципе такое - всегда актуально. Но Падме вынашивает ребенка, и вы знаете, кого она родит.

Фильм мне показался неровным. Доведенные до совершенства спецэффекты стали больше напоминать макеты. Лукас по-прежнему больше интересуется монстрами и технологиями, чем актерами, - поэтому Анакин у Кристенсена вечно хранит обиженно-озабоченное выражение лица. Диалоги элементарны, как в индийском кино. Урбанистические пейзажи прекрасны и захватывают дух, но 11 сентября там должно, по идее, повторяться ежечасно. Хорош циклопический театр с балетом огромных сперматозоидов на арене. И возник новый персонаж - сгорбленный, когтистый и кашляющий генерал Гривус, уже почти буквально воплотивший тип сказочного Кощея. Правда, смертного. Из наиболее ярких сцен - эпизод совращения Анакина, двойная дуэль Оби-ван - Анакин и Палпатин - мастер Йода, а также баталии в жерле вулкана (снималось на Этне).

Фильм Лукаса идет, разумеется, вне конкурса. А в борьбу за призы вступил гангстерский боевик режиссера из Гонконга с американским именем Джонни Ту. Джонни Ту новичок в каннском конкурсе, но у себя на родине он считается одним из крупнейших мастеров жанрового кино, на его счету и романтические комедии, и криминальные драмы. В прошлом году его сатира "Горячие новости" с успехом показывалась в Канне вне конкурса. Его новый фильм "Выборы" предваряется слоганом: "Хочешь быть гангстером - будь уверен в своей силе. А иначе - и не лезь". Джонни Ту сделал гонконгский вариант "Крестного отца" в надежде соединить все штампы гангстерского фильма с признаками как бы авторского кино. Получились те же штампы, только разжиженные. Смысл всех кровавых конфликтов фильма - тоже в попытке соединить несоединимое: бандитский беспредел - с кодексом бандитской чести и традиций так называемой "триады". "Триада" - тайное общество, подобное нашим бандитским группировкам, поделившим всю страну на зоны влияния. Но это чисто гонконгский вариант, у него свои примочки. "Триада" - это Бог, Земля, Человек, а корни идеологии уходят в XVII век. Ее древний код диктует чистоту демократических выборов тамошнего "крестного отца", - процедуры, которая не должна быть осквернена деньгами и насилием. В этом смысле герои картины имеют повод сетовать на падение нравов в XXI веке - мол, прежде воры были намного честнее, а убийцы значительно гуманнее. А теперь всю бандитскую честь разъел зловредный бизнес!

Отдаю должное формальной мастеровитости режиссера, но смотреть про бандитские разборки было скучно. Не уверен, что Джонни Ту в Канне что-нибудь светит.

Зато психологический триллер Михаэля Ханеке "Тайное" на сегодняшний день - лучший из всего показанного. Ханеке снял картину снова на французском языке с Даниэлем Отоем, Жюльетт Бинош и Анни Жирардо. Как и в его старом фильме "Забавные игры", благополучная семья терроризирована, и жизнь ее среди бела дня превращена в ад. Запугать ее хотят, как в другом фильме Ханеке "Видео Бенни", некими видеокассетами, которые им подбрасывают. На кассетах снята жизнь этой семьи, а стало быть, кто-то неусыпно за ней следит с неведомой целью. Семья - это телеведущий Джордж, его жена и маленький сын. События развиваются так непредсказуемо и напряженно, актеры существуют на таком нерве, а загадка кажется такой интригующей, что это первый фильм фестиваля, с которого никто не ушел. Более того, жадно ожидаемая развязка оказывается столь неожиданной, что заставляет заново прокрутить в памяти весь ход сюжета и понять, что речь не о рутинном посягательстве на покой человека. Понять, что картина Ханеке, подобно роману Достоевского, - о совести и чувстве вины, которое живет в подкорке нашего сознания. Австриец Ханеке, сняв картину по-французски и с французскими звездами, напомнил Франции о ее давнем имперском долге, эхо которого не утихло до сих пор.

На пресс-конференции Михаэль Ханеке признавался в любви к Каннскому фестивалю - здесь фильмы получают то внимание, которого достойны. "Я надеюсь, - сказал он, - публика сразу распознает, что фильм сделан мною. В нем есть все элементы, которые меня особенно интересуют, - видео как средство коммуникации и фундаментальные вопросы о вине и ее искуплении". Мы узнали заодно, что свою следующую картину Ханеке снимет на немецком языке, но прежде поставит в Парижской опере "Дон Жуана" Моцарта - это будет первый опыт кинорежиссера на оперной сцене.

Я полагаю, что фильм "Тайное" - один из сильных претендентов на приз 58-го Каннского фестиваля. Напомню, что фильм Ханеке "Пианистка" в свое время увез из Канна сразу несколько наград, в том числе Золотую пальмовую ветвь.

А тем временем стало известно, что в фестивале все-таки участвует одна лента, хотя бы косвенно имеющая отношение к России. Это игровая короткометражка "Вместе", которую снял во Франции выпускник Высших режиссерских курсов в Москве (мастерская Владимира Хотиненко и Павла Финна) Николай Хомерики. Четыре года назад он получил грант французского Министерства иностранных дел и начал учебу в киношколе La Femis, которую в этом году и окончил. Его картина о взаимоотношениях матери и взрослеющего сына участвует в конкурсе студенческих работ Cinefoun-dation.

Образ жизни Кино и ТВ