17.05.2005 03:00
В мире

Сергей Ознобищев: Идеи сепаратизма в Фергане только усилятся

Какого цвета события в Узбекистане
Текст:  Владимир Богданов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3771)
Читать на сайте RG.RU

Однако, с точки зрения директора Института стратегических оценок Сергея Ознобищева, не все так просто. Вот что он сказал в беседе с корреспондентом "РГ".

Сергей Ознобищев | Официально известно, что основной причиной этих беспорядков стал судебный процесс в Андижане над двумя десятками подсудимых, которых обвинили в исламском радикализме и принадлежности к так называемой религиозной организации "Акрамия".

Вспомните, что это далеко не первый подобный процесс в Узбекистане. Тысячи людей оказались за решеткой по обвинению в религиозном экстремизме и принадлежности к исламистским организациям. Но в Андижане на скамье подсудимых оказались только бизнесмены, которые утверждают, что не принадлежат ни к каким радикальным организациям исламского толка, а являются простыми верующими.

Возмущенные ходом процесса местные жители взяли тюрьму штурмом и освободили подсудимых, а заодно и всех заключенных. Не исключено, что среди последних оказались и настоящие преступники, и исламские экстремисты.

Но есть и другие, более важные причины сегодняшних событий в Узбекистане. Во-первых, это растущее недовольство среди всех слоев узбекского общества. А за этим недовольством стоит не исламский радикализм, как было в прошлом, и не светские оппозиционные партии, которые все в подполье. Это недовольство населения экономической и социальной политикой властей.

А во-вторых, мы должны помнить о том, что узбеки внимательно следили за развитием событий в соседней Киргизии.

РГ | А может ли ситуация в Узбекистане выйти из-под контроля властей и перерасти в революцию, как в Киргизии?

Ознобищев | Не думаю, что такая перспектива сегодня существует. В Узбекистане ситуация несколько иная. Здесь режим более жесткий и закрытый. Да и Андижан - довольно отдаленное от Ташкента место как в географическом, так и в политическом смысле. Власти располагают сильным аппаратом безопасности и готовы использовать его, что они и доказали, расстреляв митингующих.

Однако Ферганская долина - особое место. Я думаю, что к чрезмерному использованию силы там отнесутся по-другому, чем в других районах Узбекистана. Уверен, что идеи сепаратизма в Фергане теперь только усилятся.

Мы наблюдаем сегодня тенденцию повсеместного краха тоталитарных "семейных" кланов на постсоветском пространстве. Этот крах исторически обусловлен. И противодействие этому, особенно силовое, может привести только к видимости временного урегулирования, но не к реальному урегулированию ситуации.

РГ | Москва заявила, что нынешние события - это внутреннее дело Ташкента. Но при этом добавила, что причины беспорядков вызваны вмешательством извне. Так ли это?

Ознобищев | К сожалению, как о событиях в Киргизии, так и в Узбекистане Москва не имела и не имеет достоверных разведданных. Я уже не говорю о другой, политической информации. Как я уже сказал, Узбекистан - очень закрытое государство, и выдворение журналистов из Андижана только подтверждает это. А утверждать, что к узбекским событиям причастны иностранные государства или исламисты, например "Аль-Каида", мягко говоря, нелепо.

Но если кое-кто в Москве считает, что это в каком-то смысле имитация событий в Киргизии, то можно сказать, что случившееся у соседей придало им сил и смелости.

РГ | А как могут повлиять узбекские события на соседние страны?

Ознобищев | Хотя Казахстан и отдален от этого района, но в какой-то мере узбекские события влияют на эту страну. В большей мере эти события могут отразиться на Киргизии и Таджикистане: первые сотни беженцев уже появились в Киргизии.

Однако в первую очередь надо следить за тем, как ситуация в Андижане может повлиять на власти в Ташкенте. Насилие со стороны этих властей может привести к тому, что Ферганская долина полностью выйдет из-под контроля узбекского правительства, а это, в свою очередь, может иметь серьезные последствия для него и его способности выжить.

Узбекистан