Охранять морскую границу и рыбные богатства 200-мильной экономической зоны будут при помощи новых методов, включая... космическое наблюдение.
В чем же главное отличие береговой охраны? В том, пояснили "РГ" в пограничной службе ФСБ, что она формируется под решение современных задач, поэтому не имеет ничего общего с советской системой охраны границы и морского пространства. В советское время был железный занавес и приказ: никого "не пущать" ни туда, ни сюда. Сегодня отгораживаться от мира наша страна не собирается. Береговая охрана будет действовать по иному.
Морской дозор
Создавать береговую охрану будут поэтапно. Пограничное морское управление в столице уже преобразовано в управление береговой охраны. На территориях, где преобладают морские направления, сформированы пограничные управления береговой охраны, к концу 2006 года должны быть созданы отряды береговой охраны.
От обычных пограничных отрядов они будут отличаться тем, что в них войдут и заставы на побережье, и морские соединения, и даже морские пункты пропуска через границу. Будет у береговой охраны и своя разведка.
Главными "клиентами" (в самом нехорошем смысле слова) береговой охраны должны стать браконьеры, террористы, контрабандисты и нелегальные мигранты. Против них, кстати, бесполезно возводить кордоны по военному образцу: с окопами, колючей проволокой и тому подобное. Да и какая может быть в море колючая проволока? Нужны иные формы работы.
- Армейский полк, если его выставить на границе, не перекроет канал поставки наркотиков, - рассказал корреспонденту "РГ" один из руководителей пограничной службы ФСБ. - И браконьеров бесполезно "травить" ракетными крейсерами и атомными подводными лодками. При охране границ мы будем делать упор на оперативные методы и технические средства наблюдения. Это касается всей пограничной службы, но в первую очередь - органов береговой охраны.
Новая структура имеет все шансы стать одной из основных в пограничной службе. Ведь если сухопутная граница России протянулась на 14 тысяч километров, то морская - более чем на 38 тысяч. Плюс - семь тысяч километров речной границы и четыреста семьдесят пять - озерной. Еще надо защищать законные интересы России в пределах побережья и на обширных морских пространствах (площадь которых сопоставима с половиной континентальной территории страны).
Нарушитель в воде не утонет
Если говорить сухим языком документов, то береговая охрана - это комплексная система охраны морского пограничного пространства и побережья России. "На нее, - уточнили в погранслужбе, - возлагаются задачи по противодействию терроризму, трансграничной преступности, незаконному обороту наркотиков и оружия, контролю за рыболовством и борьбе с браконьерством. Предполагается активное участие сил береговой охраны в спасании людей на море, экологическому контролю в прибрежных акваториях.
Поэтому пограничной береговой охране нужны не столько военные специалисты, сколько имеющие специфическое гражданское образование. Это и моряки транспортного флота, и рыбаки, и экологи, и медики и другие специалисты, которых мы планируем доучивать под наши правоохранительные и другие задачи".
Для того, чтобы сотрудникам береговой охраны никто не задавал вопросов: кто вы такие и по какому праву, потребуется создать и нормативную базу. Сейчас разрабатывается федеральный закон "О статусе и защите Государственной границы Российской Федерации". В нем прописываются и вопросы защиты государственной границы на морских направлениях. Готовятся предложения по внесению изменений и дополнений в ряд других законодательных актов.
А призывники на службу в береговой охране могут не рассчитывать: туда планируют набирать только по контракту, уже отслуживших.
Новейшие системы уже начали поступать в органы береговой охраны. Это приемные устройства систем спутникового мониторинга обстановки в контролируемых морских пространствах. Предполагается, что получаемые информационные ресурсы будут доступны не только береговым подразделениям, но и на кораблях, летательных аппаратах и даже инспекторам, находящимся на контролируемых судах. Безусловно, будет обеспечена и обратная связь.
Причем, информационные системы, которые создаются в береговой охране, будут увязаны и с системами в других ведомствах. Планируется подписание соглашения об информационном взаимодействии с Росрыболовством. У рыбаков есть своя спутниковая система мониторинга, данные от которой необходимы морским пограничникам. А недавно, к примеру, было подписано соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством морского и речного транспорта и Пограничной службой ФСБ России. Речь идет именно о создании и использовании систем управления поисково-спасательной деятельностью на море, функционированием пунктов пропуска через государственную границу в морских и речных портах.
Предусматривается обмен информацией, согласование решений, совместный анализ складывающейся обстановки на трассах Северного морского пути и в пунктах пропуска через государственную границу в морских и речных портах. Цель благая - обеспечивать безопасность мореплавания, создавать благоприятные условия для грузопотоков и пассажиров - если они легальные.
Как отметил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Вячеслав Рукша, в настоящее время 60 процентов всех спасательных операций в территориальном море и исключительной экономической зоне России обеспечивают пограничники. И с точки зрения поисково-спасательного обеспечения и обнаружения - лучше пограничных кораблей пока еще ничего нет.
Корабль по имени Мухтар
Впрочем, у самих пограничников по поводу кораблей сложилось иное мнение. "Если говорить о корабельно-катерном составе, то его строительство, развитие и применение необходимо увязывать с решаемыми задачами и развитием комплексной системы освещения обстановки", - сообщили корреспонденту "РГ" в центре общественных связей ФСБ. Проще говоря, пограничная служба намерена заказывать специальные типы кораблей.
Пока же корабли остаются больным вопросом. Как сообщили в пограничной службе, более 40 процентов пограничных кораблей, катеров, патрульных судов требуют замены или модернизации. Другая проблема - многие корабли хоть и не устарели, но по техническим данным не подходят для службы на границе.
Условно говоря, у них слишком много ракет, они очень дороги в эксплуатации и у них мало горючего. Вся система базирования и инфраструктура морских пограничных сил не отвечают современным требованиям. Собственно, именно поэтому в пограничной службе и затеяли реформу. Кроме того, сейчас в ФСБ прорабатывают проект концепции по морскому перевооружению в рамках государственной программы вооружения на период до 2015 года.
Предполагается создание специальных проектов кораблей и катеров, нужных именно пограничной охране. Отсюда и требования - высокая мореходность, автономность, высокие скорости. Это - общее. Конкретные требования будут предъявлять регионы, и, соответственно, модели будут разные для Балтики и Тихого океана. Корабли и катера должны быть оснащены новейшими информационными системами, с высокой степенью автоматизации, иметь комфортные условия для экипажа.
Разрабатываются проекты пограничного сторожевого корабля ледового класса плавания для длительного патрулирования в арктических морях и многофункционального пограничного сторожевого корабля для длительного патрулирования территориального моря и исключительной экономической зоны.
Есть также проекты пограничного корабля-перехватчика и катера-перехватчика для быстроходных целей в прибрежных районах.