18.05.2005 02:00
Общество

Десятка "Лучших школ России"

Вчера определилась десятка "Лучших школ России"
Текст:  Мария Агранович Маргарита Шиц
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3772)
Читать на сайте RG.RU

Неодинокий цветок

Когда ученики гимназии "Дмитров" (тезки подмосковного города) идут на занятия, в соседней церкви раздается колокольный звон. У гимназистов с подсолнухами на лацканах пиджачков счастливые лица, потому что каждого здесь ценят за какой-то его собственный дар.

Дети проводят в гимназии почти целый день. Уроки в начальной школе длятся по 8 - 9 часов. При этом даже трудно разобраться, где кончаются обязательные и начинаются дополнительные. Программа нацелена на самостоятельное добывание знаний. У ребят уже в начальной школе в обязательном порядке шахматы, хореография, иностранный язык (в первом классе один, с пятого - второй, а с седьмого - по желанию и третий), конструирование. Интеллектуальные занятия перемежаются с подвижными уроками на свежем воздухе или в бассейне. Плюс - разветвленная сеть дополнительного образования (более ста секций) позволяет каждому найти дело по душе. Есть в гимназии и хоры, и хореографические ансамбли, и художественные студии, и спортивные секции, и научно-исследовательское общество. Спрашиваю у директора: не испытывают ли ребята перегрузки?

- Врачи наблюдают за детьми непрерывно, - говорит Алла Курбатова. - И показатели диспансеризации всегда лучше, чем в школах, где нагрузка меньше. Учеба - основной труд ребенка. Он должен быть напряженным, но приносящим удовлетворение.

Здесь учится и чемпион России по экстремальному велосипедному спорту, и победители международных олимпиад по экономике, и талантливые шахматисты, и музыканты.

Такое сращивание основного и дополнительного образования было бы невозможно, если бы гимназия испытывала нужду в преподавательских кадрах. В гимназии шесть ребят на одного учителя - очень хороший показатель для российской школы. Правда, в голландской школе "Хет-Бакен", с которой дмитровчане дружат, учителей еще больше. Но в России привыкли к другому соотношению: в обычной массовой школе один учитель на 25 учеников. Так что в гимназии подход почти индивидуальный. К тому же в штате есть группа детских психологов, социальные педагоги, логопед и даже психолог по работе с родителями.

Еще одно ноу-хау: после начальной школы классы не сохраняются. Из выпускников "началки" формируются новые группы учащихся, близких по своим образовательным запросам, способностям, уровню обучения, которые и становятся предпрофильными классами. Есть и непрофильный класс, где реализуется только государственный стандарт. Он "тает" по мере взросления, его ученики постепенно уходят в профильные классы. У каждого класса свой учебный план. Учитель, работая с такой однородной группой, переходит на углубленную программу. Результаты впечатляют: в каждом выпуске до 35 процентов медалистов.

Мы побывали на уроке физики в восьмом классе. Все школьники профильного класса сидели за компьютерами и решали задачи с обучающего диска. Педагог объяснила, что на таком интерактивном уроке можно за 45 минут провести до ста опытов.

- Мы сейчас изучаем оптику, - рассказывали ребята, - в лаборатории провели бы один, в лучшем случае два опыта с линзами. А на компьютере можем менять параметры до бесконечности. Очень удобно, да и проверить себя сразу можно.

Учитель даже не собирает тетради, а просто открывает личную папку ученика в компьютере и просматривает результаты тестирования. Кстати, один из двух компьютерных классов подарила гимназии королева Нидерландов Беатрикс - в знак признательности за дружбу дмитровчан с голландской школой "Хет-Бакен". Ежегодно наши и голландские школьники по обмену ездят друг к другу, живут в семьях. Это и стимул хорошо знать иностранный язык. Кстати, в программах голландских школ сильный "прикладной" блок. По этому же пути пошли и в Дмитрове. Например, все дети учатся водить автомобиль. А еще у ребят бурная общественная жизнь. И походы, и балы (в настоящих бальных платьях и смокингах!), и тимуровское движение. Ребята издают свою газету "Альма-матер", выпускают сборники творческих работ.

Директор школы Алла Курбатова в 2000 году победила во всероссийском конкурсе "Лидер в образовании", а в этом году гимназия стала "Лучшей школой Подмосковья". Но самое главное, что ее выпускники находят себя в этой жизни.В гимназии создана образовательная среда, в которой ребенок может попробовать себя во многих качествах, где его хорошо знают и заинтересованы в его развитии, а главное - могут профессионально помочь ему с самоопределением. Школа является базовой для Высшей школы экономики, 22 выпускника учатся на бюджетных местах этого престижного вуза.

Ангелы за партами

Специальный приз в конкурсе "За сохранение традиций" получила школа деревни Семлово Даниловского района Ярославской области. Она самая маленькая из финалистов конкурса "Лучшие школы России-2005". Всего 150 учеников и 24 педагога. Десять лет назад детей было в два раза больше. Как она выживает в то время, когда тенденция к закрытию малочисленных школ в России очевидна?

Директор семловской школы Владимир Головяшкин встретил меня на вокзале города Данилова в пять утра. Бодрый, с хитрой улыбкой, он был похож на озорного мальчишку, несмотря на то, что уже пенсионер по выслуге лет - в школе работает 27-й год.

- Родился, вырос, учился, женился - все в родной деревне, - рассказывает по дороге Владимир Борисович. - Половина учителей - мои выпускники.

Семловская школа - опорная школа Даниловского района. Методические семинары, районные образовательные конференции проходят в ее кабинетах. Двухэтажное здание окружено ухоженным садом и огородом, где работают и учителя и дети, успевая еще и за собственным хозяйством приглядывать. У каждого здесь куры, поросята, у кого-то корова или коза. А у директора еще и собственная пасека.

В год Семловская школа получает 14 тысяч рублей на ребенка. В день это примерно рубль восемьдесят. Даже стакан чая не купишь. Но кормят детишек в школе абсолютно бесплатно. Многое из того, что готовят заботливые повара, выращено своими руками. Картошка, овощи, молоко, сметана - все свое, деревенское.

- А как иначе? - сетует директор. - Ведь учитель начальных классов получает у нас чуть больше тысячи. Но мои педагоги никогда на зарплату не жаловались, хотя были времена - и этих денег не было. Где-то бастуют, не работают - у нас такого не случалось. Сельский учитель привязан к земле, ему непросто бросить деревню.

Учатся в Семлове ребята из 24 (!) окрестных деревень, самая дальняя - за двадцать километров. Наверное, есть еще в России школы, где директор встречает зимним утром учеников с метлой в руках и вместе с ними расчищает дорожки. Наверное, есть и такие, где утро у младшеклассников начинается с песни под аккомпанемент баяна. А при входе висят красочные плакаты о правилах дорожного движения. Но школа деревни Семлово проявила заботу не только о своих детях, но и о ребятах из других деревень. Десять лет назад на базе Семловской школы объединились еще три. Теперь у них общая бухгалтерия, общие праздники и уверенность в том, что их не закроют. Есть еще и детский садик, где растут и учатся уму-разуму 18 дошколят. Их школа тоже взяла под свое крыло, когда ближайший детсад закрыли.

Девиз школы - беречь детский огонек пытливости, любознательности и жажды знаний. Ребята выезжают в Ярославль в музеи, театры, в компьютерном классе (14 компьютеров) познают мир с помощью энциклопедии на дисках. Учатся столярничать и водить трактор. Девочки готовят и шьют, причем не только для себя. У многих деревенских бабуль халаты и блузки - от школьных мастериц. Во многом Семловская школа - первопроходец в районе. Первой начала набирать в первый класс шестилеток, первой стала отправлять своих учителей с уроками в другие школы, первой ввела у себя предпрофильное обучение.

Ежегодно по пять-шесть человек поступают в ярославские вузы - в педагогический, который считается одним из лучших в России, в медицинский. В эксперименте по единому госэкзамену школа участвует с самого первого года, в Ярославской области он уже стал обязательным.

"Мои ангелы", - Владимир Головяшкин приоткрывает дверь своего кабинета и смотрит на расшалившихся в коридоре ребят. Да и сама школа похожа на райский уголок. Шутка ли - 220 видов растений от фикуса до пальмы раскинули свои зеленые листья по классам и коридорам!

В течение всего дня пытаю Владимира Борисовича: какие же проблемы волнуют вас, директора деревенской школы, больше всего? "Детишек бы побольше, - выбивает он из колеи мою деловитость. - У нас сейчас выпускной класс - 22 человека, а в седьмом учатся всего восемь. Побольше бы ребят - мы бы тогда ох как развернулись!"

Лучшие школы России

ГОУ Гимназия "Дмитров", г. Дмитров - Школа Школ
ГОУ Лицей при Санкт-Петербургском госуниверситете телекоммуникаций им. М. А. Бонч-Бруевича, г. Санкт-Петербург
ГОУ СОШ N1, с. Курсавка, Ставропольский край
СОШ N2, п. Моготуй, Агинский Бурятский АО
МОУ "Гимназия N1", г. Кирово-Чепецк
МОУ "Лицей N2", г. Нальчик
МОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей", г. Усть-Илимск
МОУ Анастасиевская средняя школа, с. Анастасиевка, Ростовская область
НОУ Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, г. Новосибирск
ГОУ "Губернаторский Светленский лицей", п. Светлый, Томская область

Образ жизни Образование Московская область Столица