19.05.2005 03:20
В мире

Журналистам и послам показали пустой Андижан

Текст:  Владимир Богданов (Андижан)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3773)
Читать на сайте RG.RU

Эту трагическую статистику официально привел глава МВД Узбекистана генерал-полковник Закиржон Алматов, который встречал вчера в андижанском аэропорту многочисленную группу иностранных дипломатов и журналистов. Среди последних были и корреспонденты "РГ".

Аэропорт встретил нас полной тишиной. Кроме нашего самолета, в нем стояли только два боевых вертолета узбекских ВВС. По периметру здания расположились бойцы спецназа с автоматами на изготовку. У некоторых было даже по два ствола.

Журналисты сели в специально подготовленные автобусы. В голове и хвосте колонны разместились автобусы со спецназовцами.

Город встретил нас абсолютно пустыми улицами. Не было видно ни одной автомашины. На перекрестках стояли только грузовики, загруженные песком. Проезжаем знаменитый завод, на котором осуществляется сборка южно-корейских автомобилей. Он закрыт, около проходной стоят автоматчики. На пьедестале сверкает белой краской малолитражка "Тико". На ее борту видна цифра "10 000".

Хозяева постарались показать все основные объекты, которые подверглись нападению, и подробно, чуть ли не по часам, рассказать, что происходило в эти тревожные дни.

Первым подвергся нападению блок патрульно-постовой службы. Рано утром к нему подъехали примерно 30 боевиков на грузовике, застрелили офицера МВД, а шестерых милиционеров взяли в заложники. Жители соседних домов видели две легковые машины, стоящие недалеко от блокпоста. В них сидели вооруженные люди, которые наблюдали захват и по рациям вели с кем-то переговоры.

Следующей атаке подверглась тюрьма. Здесь также действовала хорошо вооруженная группа из 30 человек. Выбив грузовиком ворота, они застрелили трех сотрудников охраны тюрьмы, а шестерых тяжело ранили. Охрана успела открыть ответный огонь, убив двух нападающих. Всего в это время в тюрьме было, по словам министра и сопровождающих его офицеров, 530 заключенных.

Одновременно с тюрьмой была атакована войсковая часть номер 44086. Вооруженная автоматами и железной арматурой группа из 12-13 человек ворвалась на КПП, они убили часового и захватили дежурного по части капитана Раджаба Розибаева. Позднее его труп был найден около здания областной администрации.

Так как нападение произошло ранним утром, все солдаты, а их в части было около 500 человек, спали. Нападавшие ворвались в казармы и открыли беспорядочную стрельбу. Четверо солдат погибли, 18 были ранены. Здесь также действовала группа из нескольких десятков хорошо вооруженных человек. Они захватили большое количество стрелкового оружия, гранаты, погрузили все это в подъехавшие автомашины и уехали. Кто-то из часовых опомнился и смог оказать сопротивление, убив одного из нападавших.

Далее события развивались уже у здания областной администрации на проспекте имени Навои. Все, кто находился в нем, были захвачены в заложники. Среди них оказались прокурор города и начальник налоговой полиции. Позднее они были расстреляны.

Свидетели рассказывали, что вокруг здания администрации нападавшие выставили пять блокпостов по 10-15 вооруженных человек. На центральную площадь города стали стекаться люди. Многие боевики, жители Андижана по мобильным телефонам звонили своим родственникам и говорили, чтобы они шли на площадь.

Кстати, по нашим прикидкам, на ней помещается не более 3-5 тысяч человек.

Генерал Алматов рассказал, что смог связаться с одним из руководителей, как он сказал, боевиков. Зовут его Кабил Парпиев. Он родом из Андижана. Ранее не судим, но состоял на учете в милиции, как активный член движения "Акромия". Генерал спросил, каковы их требования. Парпиев потребовал освободить из ташкентской тюрьмы членов движения и доставить их в Андижан. Министр предложил ему другой вариант разрешения ситуации: всем, кто участвовал в нападении на город, дается "коридор", по которому они вместе с оружием и семьями могут уйти. Парпиев вышел на связь через 10 минут и сказал: "Разговора не будет".

К этому времени в город стали стягиваться воинские части и бронетехника. К вечеру началась интенсивная стрельба.

Корреспонденты агентства "Рейтер", которые были единственными из журналистов в это время в городе, рассказали мне, что своими глазами видели, как БТРы из крупнокалиберных пулеметов стреляли по толпам людей. У многих крупнокалиберными пулями были оторваны руки и ноги. Позднее почти все они скончались от потери крови: медики не могли пройти к раненым.

Нападавшие собрали толпу примерно из 40-50 заложников, в основном сотрудников МВД, облили их бензином и, используя как живой щит, ушли из города. С ними было много детей и женщин. Узбекские власти дали приказ не стрелять по ним и дали возможность уйти в сторону Киргизии. Перед уходом нападавшие подожгли здания обладминистрации и кинотеатр.

В школу номер 15, куда свозили трупы погибших для опознания, нас не повезли.

Вот вкратце официальная история тех событий, изложенная нам министром МВД Узбекистана, его офицерами и представителями местной власти. Поговорить с местными жителями нам не удалось. Нас просто изолировали от них.

Киргизские власти вчера опровергли сообщение президента Узбекистана Ислама Каримова о том, что в лагере беженцев на территории Киргизии было изъято примерно 70 автоматов и они были переданы силовикам Узбекистана. Никакого оружия, официально заявил Бишкек, у беженцев не было найдено. Сколько их находится сегодня на территории Киргизии, уточняется.

Обстановка в узбекском приграничном с Киргизией городе Кара-Суу остается сложной. Официальный Ташкент не комментирует ситуацию в Кара-Cуу, хотя ряд СМИ сообщил, что власть в городе захватили люди, намеревающиеся установить шариатские порядки.

Кара-Cуу окружен узбекскими правительственными войсками, которые не входят в город.

Узбекистан