Правда, накануне стало известно, что в нижней палате нашлось 23 депутата, которые решили, можно сказать, лечь на рельсы перед движущимся локомотивом. Они подготовили поправку в действующий закон, предложив отложить реформу местного самоуправления до 1 июля 2008 года.
Основания - разграничение полномочий и собственности между муниципальными образованиями и регионами еще не завершено. А значит, вступление в полном объеме закона в силу с 1 января 2006 может привести к тяжелым последствиям в социальной сфере. Депутаты опасались, что масса нерешенных к сроку проблем может вызвать такое же недовольство населения, как и монетизация льгот.
И это скажется на результатах парламентских и президентских выборов. Подобные опасения высказывали и участники слушаний, представляющие органы государственной власти и местного самоуправления регионов. Они говорили о том, что "никаких межбюджетных отношений" пока не оформилось. А выросшее в два раза число муниципальных образований не обеспечено кадрами, а увеличивающаяся армия чиновников пока не обучена. Налоги, определенные муниципальным образованиям для обеспечения их полномочий, слишком малы, их явно не хватит. Процедуры, предусмотренные законодательством для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, запутаны. И необходимость делить денежные "крохи" еще больше осложнит отношения губернаторов, мэров и глав районов.
Однако помощник президента Игорь Шувалов, выступивший на парламентских слушаниях, подтвердил намерение федеральной власти добиваться, чтобы закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации заработал в полном объеме с 1 января 2006 года. И сослался при этом на "четкое указание президента - продвигать реформу местного самоуправления дальше", но разумно. Шувалов предложил использовать дискуссионную площадку Госдумы для того, чтобы выяснить проблемы, возникающие при реализации закона, и предложить их законодательное решение. "Несколько месяцев для этого у нас еще есть, - сказал Шувалов, призвав всех работать, а не искать доказательства, что "закон вредный".
Новая редакция Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" был принят 6 октября 2003 года. После его опубликования вступили в силу переходные положения закона, а также ряд норм, обеспечивающих его реализацию. Сейчас уже завершился этап установления границ муниципальных образований и наделения их статусом. Создано около 25 000 муниципальных образований. До 1 ноября нынешнего года в муниципальных образованиях должны пройти выборы в органы местного самоуправления, до 1 декабря 2005 года требуется завершить процесс формирования муниципальной собственности. Между тем в недрах Госдумы уже зарождаются новые законодательные инициативы и планы, как нам обустроить Россию. Депутат фракции ЛДПР Алексей Митрофанов внес в нижнюю палату законопроект, меняющий процедуру избрания президента. Нынешний порядок - всенародное избрание, по мнению Митрофанова, влечет "колоссальные затраты финансовых и иных ресурсов", которые к тому же "фактически уходят в песок". А могли бы, считает Митрофанов, "быть вложены в развитие экономики или розданы нуждающимся". Поэтому депутат предлагает подредактировать Конституцию, поручив избрание президента самой Госдуме.
Другого депутата - Виктора Похмелкина - вопросы экономии бюджетных средств не беспокоят. Он предлагает поменять некоторые положения Конституции для того, чтобы изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Сейчас, по мнению Похмелкина, Совет Федерации "полностью подконтролен федеральной власти, а более половины его членов являются варягами по отношению к регионам, которые они по разнарядке представляют". Поэтому Похмелкин предлагает сенаторов избирать на прямых выборах. Как считает Похмелкин, это позволит "восстановить пошатнувшееся здание российского федерализма".