24.05.2005 02:40
Общество

Юрий Богомолов: В спорте надо не просто зарабатывать на победах, но и поработать на них

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (3777)
Читать на сайте RG.RU

Эйфория

Когда Вагнер Лав в конце первого тайма промазал из положения, из которого невозможно было промазать, я подумал: наверное, Бог не хочет, чтобы победила Россия. Когда же во втором тайме при счете 2:1 в нашу пользу португалец с линии цеэсковских ворот попал в левую штангу, после чего мяч прикатился прямехонько в руки Акинфиеву, я подумал: Бог, наверняка, захотел, чтобы Россия все-таки выиграла. И для пущей убедительности Господь вывел на пустые ворота того же Вагнера, и тот уже с полутора метров не промахнулся.

Победа над нацистской Германией в эти майские дни нас так не сплотила, как победа над футбольной Португалией. Улицы и площади больших российских городов (нероссийского Лиссабона - в том числе) тут же вскипели эмоциями ликующих граждан. Телекамеры этот процесс добросовестно документировали и показывали нашу общую радость по нескольку раз во всех информационных выпусках. Показали болельщиков на стадионе, в фонтане Лиссабона, на Тверской в Москве, на Невском в Питере; показали маму Газзаева.

Более других мог торжествовать телеканал "Россия" со своим сыновним предприятием "Спортом", поскольку в эфире именно этих смежных коммуникаций шли трансляции и разбор, то есть смакование "полетов". Стоит обратить внимание на то, что "Россия" в последний момент рискнула поставить репортаж в прямой эфир, переверстав его сетку.

Я не знаю еще реальных процентов доли и рейтинга зрителей, засидевшихся у телеэкрана за полночь, но уверен, они были рекордными. Зная, сколь ревнивы вещатели к рейтинговым успехам конкурентов, могу предположить, как кусали локти и ногти топ-менеджеры "Первого канала". Они-то поставили на успехи сборной, купив права на трансляции ее матчей. А с ней, со сборной, пока одни огорчения. Но, может быть, теперь, после показательного во многих отношениях клубного триумфа, что-то изменится в стратегии закупок спортивных турниров Первейшим и Самолюбимейшим из наших каналов. Может быть, руководство Первого, наконец, поймет, что спорт - такое шоу-мероприятие, которое сегодня, завтра не дает рейтинга, а послезавтра взметнет его на немыслимую высоту. И что здесь надо не просто зарабатывать на победах, но и поработать на них. Как оно умеет это делать, когда речь идет о шоу- и кинобизнесе.

Украденная радость

Чистая радость праздника, однако, была замутнена, как это обычно случается, политиками.

Когда обезумевшие от счастья простые болельщики, завидев телеобъектив и пытаясь влезть в мой телевизор с головой, расплющивают о стекло свои лица, это понятно. Это даже естественно. Но смотреть на Рогозина с шарфом цеэсковской расцветки, вешающего на табличку у дверей своего думского кабинета цеэсковскую футболку с надписью "Рогозин", честно говоря, противно. Политик хотел сказать: "И я пахал".

Но он не был бы истинным патриотом, если бы у него не вырвалось: "Два гола из трех были забиты русскими футболистами". Он команду инстинктивно поделил по этническому признаку. Он не в курсе, что этот признак в спортивных противостояниях утратил какое-либо значение. Что в футболе нации выясняют меж собой отношения раз в четыре года, а ежегодно сражаются клубные интернационалы.

Патриотизм - чувство хрупкое. Вот сейчас, вот в эту минуту хочется гордиться страной, а вот на следующий день, наблюдая по телевизору за парламентариями, за нее почему-то неловко и тревожно.

Хорошая мина после плохой игры

Собственно, конкурс Евровидения был не так интересен, как сам разогрев российских телезрителей Малаховым. Он старался в меру своих голосовых связок и патриотических чувств. Как ценитель женской стати, израильскую певицу назвал почему-то "силиконовой". Свечку, что ли, держал... Ему помогали Жириновский (как без него) и Кушанашвили, которому после каждого успеха россиян хочется целовать свой паспорт. Кроха-родственник "фабричной девчонки" Натальи Подольской читал с выражением "Бородино". На словах: "Да, были люди в наше время..." его остановили.

Что бы нам ни говорили про евроконкурс: и что в музыкальном отношении он всего лишь - "турецкая лавочка", и что там слишком много геополитики, и что это торжество третьесортной Европы, все равно мы его смотрим...

Так вот, принимая все это во внимание, надо признать, что нашему шоу-бизнесу указали на его место - оно пятнадцатое.

В конце концов, никто из наших в Киеве не прошел - ни русский, ни украинский. Паспорт Кушанашвили на сей раз оказался не поцелованным. Победили те, кого сочли своими не наши любители поп-музыки.

...Разговоры о том, что телезрители отдавали голоса своим соседям, понятное дело, имели основания, но нас только эти голоса (Белоруссии, Литвы, Эстонии, Латвии и Молдовы) и спасли от полного позора. Ни одного балла мы не получили из дальнего зарубежья.

Вдохновитель и организатор нашей "победы" в Киеве Юрий Аксюта уже после того как все закончилось, сказал нечто утешительное: "Евровидение - это всегда лотерея".

Яна Чурикова в эфире Евровидения изобразила нечто противоположное. Объявляя, кому и сколько баллов отдала российская публика, она пошутила, что конкурс "непредсказуем", и показала ручками кавычки.

На завтра Малахов в своей программе назначил "разбор полетов", который, впрочем, более всего и предсказуем.

На самом деле разбор уже состоялся. В очерке Александра Хабарова, посвященного отечественному шоу-бизнесу, все объяснено предельно ясно: темный, коррумпированный, абсолютно наперсточный бизнес. Обманывают продюсеры, обманывают исполнители, а больше всего рады обманываться зрители.

СМИ и соцсети ТВ и сериалы