25.05.2005 02:00
Общество

Джазовый дуэт Винцкевича и Саарсалу отметил свой юбилей

Курско-эстонский дуэт отметил свой юбилей
Текст:  Виктор Чемодуров (Курск)
Российская газета - Черноземье: №0 (3778)
Читать на сайте RG.RU

– Вы же знаете, какой Лембит «кровопийца», и сейчас вновь убедитесь в этом, – такими словами Винцкевич вот уже в который раз презентовал курской публике игру своего эстонского друга, партнера, единомышленника.

И точно: с доброй, открытой людям улыбкой Саарсалу совершенно естественно, без каких-либо видимых усилий извлекал из саксофона звуки, которые бередили, переворачивали душу и подчиняли ее своим ритмам, своему настроению. Но, конечно же, не меньшим «кровопийцей» в этот вечер выглядел и курский пианист. В полной гармонии с саксофоном Лембита фортепьяно Винцкевича наполняло зал мягкой, чуткой, удивительно точной, прямо «кошачьей» поступью музыки…

Концерт вел один из самых сведущих в джазе людей – составитель первой российской «Джазовой энциклопедии» Владимир Фейертаг из Санкт-Петербурга. И вот что он отметил в самом начале, обращаясь к слушателям:

– И вот этот дуэт появился двадцать лет тому назад… Когда начинался «советский джаз», то считалось, что в Москве и, может, еще в «провинциальном» Петербурге были хорошие музыканты, а чтобы где-то в Курске, какой-то там пианист – в это просто поверить было невозможно! И вдруг именно в Курске появляется такой человек – Леонид Винцкевич. Очень скромный, очень тонко играющий на фортепьяно, очень изобретательный – композитор и пианист, который занимает определенную нишу в советском джазе…

В Курске – Винцкевич, а в Таллине как-то сам собой появился феномен по имени Лембит Саарсалу. Сам он (специально для «РГ», уже после концерта) вспоминает, что в юности пластинка – приложение к журналу «Вокруг света» –  однажды и навсегда заразила его «джазовым вирусом». Пути у джаза, говорит, были «непрямые», был эффект «запретного плода»… Но он, Лембит, счастлив, что все получилось. И что получилось именно так.
– Половина, даже больше половины моей карьеры сделано вместе с Леней… Перед тем как мы стали партнерами, я знал, конечно, о нем – знал, что это интересный пианист. Потом на одном из концертов соединились… Мы оба были уже профессиональные люди и имели уровень. И, конечно, воссоединить две силы, два музыкальных взгляда оказалось очень легко… Мы были готовы к этому.

Винцкевич и Саарсалу вдвоем «поразили своей музыкой Соединенные Штаты» – не раз выступали там на самых престижных фестивалях. В свое время с концертами объездили весь Союз и, естественно, всю Прибалтику. Выпустили компакт-диски, и не один. Вот и спустя двадцать лет они вместе. Хотя, конечно, каждый имеет свои программы, свои проекты, выступает со своими концертами…

Кстати, в нынешнем году, осенью, состоится еще один юбилей в курской (российской) джазовой истории. Исполняется десять лет ежегодному фестивалю «Джазовая провинция». Курск, благодаря Винцкевичу, – столица этого фестиваля. Джазовая столица, куда в разные годы приезжали играть известнейшие джазмены из США, Швеции, Дании, Москвы и Питера, других городов России. Между прочим, на юбилейном концерте в этот раз мощно был представлен джазовый Белгород…

Поистине, «столицей» может быть один человек. Ну а два человека – двумя «столицами».

Образ жизни Музыка Курск Центральная Россия