Александр Титель | Пожар произошел ночью. В 3.10 охрана вызвала директора театра Владимира Урина, и он прибыл к зданию почти одновременно с пожарными расчетами. Причины пожара пока непонятны, этим сейчас плотно занимаются соответствующие люди. Идут технические совещания, задача которых определить возможные последствия. При первом осмотре ясно, что сильно пострадал зрительный зал - рухнули балкон и кровля. Зал был уже подготовлен к началу отделочных работ, но в принципе был пуст - еще не завезли кресла. Все остальное, судя по внешнему виду, в порядке. Не пострадали сценическое пространство и фойе. Цел новый корпус, где мы работаем все эти месяцы, пока реконструируется историческое здание, и сейчас я с вами говорю именно оттуда. Не пострадал и атриум - многофункциональное помещение, подобие внутреннего патио, которое разместилось на территории бывшего двора, - там, как предполагается, будет отдыхать публика в антрактах. Цел весь комплекс гримерных помещений. Все в театре работают, все на местах. Но большой зал представляет собой прокопченную яму. Теперь идут исследования, которые позволят не только визуально, но и технологически проверить состояние несущих элементов, металлических конструкций, понять, в какой мере они пострадали при высокой температуре.
Российска газета | В зале не было еще ни кресел, ни тканей - что же горело?
Титель | Мне сейчас трудно сказать, но теоретически все, что могло гореть, - это деревянные опоры под будущие кресла на балконе. Кроме того, были деревянные перекрытия под кровлей зала - они составляют часть акустической мембраны. Остальное - кирпичные стены и металл. Но все было готово под чистовую отделку, и мы уже готовились обживать реконструированный зал.
РГ | Можно ли предположить, что неизбежная задержка с открытием театра осенью не окажется слишком затяжной?
Титель | Я думаю, это будет зависеть от многих обстоятельств и в первую очередь от правительства Москвы, от Юрия Михайловича Лужкова, который был главным патроном реконструкции. Труппа соберется, как и было запланировано, в конце июня, потому что весь июль мы даем спектакли на Новой сцене Большого театра. Август был отведен на подготовку к открытию сезона в нашем обновленном здании, а в сентябре должны были пройти первые гала-концерты. Но ясно, что все наши планы, выстроенные на осень, подвергнутся коррекции, о масштабах которой говорить пока рано. Мы все сейчас работаем и ждем технически обоснованных оценок происшедшего и размера ущерба...
Судя по рассказу Александра Тителя, все могло закончиться много хуже. Большая часть уже функционирующих и готовых к отделке помещений театра остались невредимы. Но почему именно музыкальные залы горят так часто, - мистика, не поддающаяся рациональному объяснению. В оперных театрах существует даже система поверий и суеверий, из-за которых труппы часто опасаются ставить ту или иную "роковую" оперу. Так, дурной репутацией в этом смысле пользуется "Макбет" Верди - его самая "чертовская" вещь. На этой дурной репутации, на необъяснимых катастрофах, регулярно сопутствующих ее постановке, построен даже известный фильм-ужастик Дарио Ардженто. Необъяснимо роковой считается и прелестнейшая опера Оффенбаха "Сказки Гофмана", где тоже действует подобие темных сил. Едва законченная композитором, она сгорела на первой же премьере в очень сильном пожаре вместе с театром в Вене 1881 года. Через шесть лет была поставлена в Париже - и театр опять сгорел до основания.
Только в Москве за последние два года мы пережили два таких происшествия - горели историческое здание Консерватории и Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Один из лучших оперных театров страны вообще преследуют трагедии - вскоре после того пожара во время поездки в Прагу загадочно исчез лидер его балетной труппы Дмитрий Брянцев, и следы замечательного хореографа не найдены до сих пор. И вот теперь, на самом пороге новой жизни театра, - снова вспыхнуло.
Будем ждать результатов расследования, более уверенных прогнозов на ближайшее будущее и - с особым нетерпением - близкого открытия любимого москвичами театра в его, несмотря ни на что, обновленном здании.