30.05.2005 00:40
Культура

Наталья Голицына представила книгу "Пассионарные личности России"

Наталья Голицына представила книгу "Пассионарные личности России"
Текст:  Валерий Кузнецов
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (3782)
Читать на сайте RG.RU

Раут, проведенный Русским клубом искусства и культуры, шел под девизом "Сохраним документальное наследие России". Кроме вышеупомянутой серии книг, предложенный проект имеет в виду организацию выставок, круглых столов, конференций, теле- и радиопрограмм, театральных спектаклей и концертов музыкальной классики.

Ключевое слово проекта - пассионарность. Предложенный Львом Гумилевым термин подразумевает, разумеется, страстность, но в общественном смысле слова. Ученый был убежден, что становление и распад целых народов зависит отнюдь не от социальных и экономических устройств, а от деятельности пассионарных личностей, от степени их активности, которая, в сущности, представляет собой выплески некоей биохимической энергии, скопившейся в биосфере. Пассионарии, по Гумилеву, и являют собой своего рода передатчик этой энергии, воплощающий ее в конкретных исторических деяниях.

Если это так, то ясно, что наличие или отсутствие пассионарности в обществе становится показателем его жизнеспособности, его расцвета или упадка. Но если и это так, то еще более ясно, что переживаемое Россией время цинического безразличия и дефицита внятных общественных движений для нее смертельно опасно. Это и тревожит автора книги, это и стало, судя по всему, главным импульсом к тому, чтобы вернуться к истокам и истории русских пассионариев.

В предисловии к книге Натальи Голицыной есть, однако, важный, хотя и недостаточно прописанный, на мой взгляд, тезис: пассионарии не всегда могут рассчитать последствия своих поступков. Тезис, между тем, тоже более чем актуальный: пассионарность в облике Жириновского, скажем, вполне может выступать провокатором не общественного строительства, а общественного напряжения и даже взрывов. И то, что общество не способно правильно и вовремя оценить природу такой пассионарности, тоже говорит о его болезни. Тем более что пассионарность, напоминает нам книга, - атрибут не сознания, а подсознания. И она, ура или увы, заразительна.

Впрочем, в эти дебри книга уже не углубляется. Она сосредоточена на истории Михайловской ветви Голицыных, дает подробности родословного древа, приводит массу факсимильных документов и фотографий, впервые печатает дневник "княгини-комсорга" Елены Александровны Голицыной - сержанта, участницы Сталинградской обороны, награжденной боевыми орденами и всю жизнь скрывавшей свое аристократическое происхождение. Отдельная часть книги посвящена имению Голицыных в селе Сима Юрьев-Польского уезда и подробному перечню материальных ценностей, утраченных фамилией в результате Октябрьской революции.

На раут в "Президент-отель" были приглашены общественные деятели, дипломаты, мастера культуры, из которых наибольшее внимание привлекали Владимир Васильев и Екатерина Максимова, журналисты некоторых московских изданий. Гостям была представлена и еще одна традиция, которую хочет возродить Русский клуб, - исполнение оперных дивертисментов, издревле услаждавших слух русской знати. Именно тех, которые были в ходу в светских собраниях еще до эпохи Глинки, взорвавшего "аристократический жанр" стихией социальных движений. Гостей встречала тихая музыка барокко, а перед ужином при свечах публике были представлены фрагменты из куртуазных опер XVIII века, где особенно покорило слушателей редкое по красоте мужское сопрано Олега Рябца.

Русский клуб искусства и культуры был создан в 1998 году по инициативе Натальи Голицыной, которая и стала его президентом.

Литература