Связь - это специфическая услуга, для каждого ее вида (почта, телеграф, телефон) помимо общего закона "О связи" существуют утвержденные правительством правила. До сегодняшнего дня такого документа не было для мобильной (сотовой) связи, получившей широкое распространение в нашей стране лишь в последние годы. Защищая свои права, клиенты сетевых телефонных компаний могли опираться лишь на законы "О связи" и "О защите прав потребителей", но с их помощью решались далеко не все вопросы. Теперь этот пробел восполнен, 1 июля новые правила вступят в силу. Какие нас ждут изменения?
Приятная новость для абонентов: отныне разговор по мобильному телефону, длящийся менее трех секунд, оплачиваться не будет. Это особенно важно, если учесть, что время разговора отсчитывается не только с момента ответа абонента, но и с момента включения автоответчика, факса или определителя номера. За три секунды можно успеть сориентироваться и отключиться, чтобы не платить за "беседу" с автоматом.
Другое важное нововведение - станут бесплатными звонки с мобильного телефона в экстренную службу по общим для всей страны телефонам: 01, 02, 03. Причем связь с этими службами будет доступна, даже если на вашем счету нет денег.
До сегодняшнего дня операторы имели обыкновение оповещать своих абонентов о смене тарифа буквально накануне, а то и вообще не оповещали. Теперь информацию об изменении стоимости услуг должны донести до вас не позднее чем за 10 дней. Оператор обязан бесплатно выдавать абоненту информацию о тарифах, о состоянии его счета, а также принимать сообщения о неисправностях сети. Интересно, что теперь ваш оператор должен бесплатно предоставлять вам доступ не только к своей информационно-справочной службе, но и к справочным службам конкурентов.
Изменить абонентский номер без соответствующей просьбы абонента оператор имеет право, только если иначе он не сможет продолжать работу. В таком случае абонента предупреждают об изменении номера за 60 дней. Замена осуществляется бесплатно. Изменение номера по инициативе абонента - платная услуга.
Абонент с 1 июля будет нести ответственность за подключение к сети устройств, не соответствующих установленным требованиям, устанавливаемым Федеральным агентством связи. Впрочем, без этого соответствия мобильные телефоны, факсы, определители номера и прочая коммуникационная аппаратура и до принятия "Правил" считалась незаконной на территории России. Кроме того, абонент обязан немедленно сообщать оператору об утере SIM-карты.
Письменные жалобы абонентов рассматриваются в течение 60 дней. Ответ на претензию подается также в письменном виде.
Как сообщили "РГ" в пресс-службе одного из ведущих сотовых операторов, в настоящее время в компании изучают новые правила. Во многом этот документ просто узаконивает уже сложившиеся между операторами и абонентами отношения. Привести всю деятельность в соответствие с новыми правилами несложно и к 1 июля вполне можно успеть сделать это.